• Регистрация
МультиВход

До счастья надо дожить. Часть 3. Профилактика подросткового суицида

В настоящий момент в обществе пытаются на базе образовательных учреждений создать систему профилактики подростковых самоубийств. Но область суицида настолько деликатная, что напрямую в массовом порядке действовать просто опасно: кому-то поможешь, а кому-то в ту же секунду повредишь и не заметишь. Дети-то, как мы выяснили, очень разные: то, что убережёт «беглеца» - «самурая» погубит, то, что остановит «философа» - «любопытного» подтолкнёт…

Профилактика суицида требует очень индивидуального серьёзного подхода. Он обеспечивается аккуратным соотношением психологических типов со спецификой условий их жизни (с причинами суицида). Внимательный читатель заметил, что некоторые из перечисленных причин могут ударить только по тому или иному психологическому типу детей. Другие ребята эти причины просто проигнорируют.

Например, отсутствие уважения и общения ударяют по «самураям» и «анестезиологам», отсутствие защиты, скандалы и неутолённые амбиции – по «беглецам», отсутствие моральной поддержки и несправедливость убивает «палачей», а социальная дезориентация, двойная жизнь и двойные стандарты – всех остальных (примеры не исчерпывающие и «рецептами» служить не могут).

 

Формула «психологический тип + провоцирующая причина = степень риска» позволяет осуществлять некоторое прогнозирование развития ситуации, разработать меры индивидуальной профилактики суицида или «вычислить неизвестные», если попытка уже была.

 

  С другой стороны, в ком из нас нет мстительности, желания избежать страданий, страсти к  неумеренному совестному самоистязанию, побегу и проч.? Кто из нас не сталкивался с конфликтами, обидами, несправедливостью, ошибками? Очевидно, что при таком подходе никто из нас от суицида не застрахован.

Однако самоубийцами становятся единицы, большая часть людей – живёт! В чём секрет? В том, что и психическим особенностям, и условиям жизни (причинам суицида) есть что противопоставить.

Существует реальная возможность эффективной универсальной профилактики подросткового суицида.

Необходимыми её элементами являются следующие факторы:

  1. 1.Умение различать и отсекать помыслы;

2.  Стрессоустойчивость детей;

2.1.            Умение преодолевать стрессовые ситуации;

2.2.             Гармоничное развитие личности ребёнка;

2.3.             Духовно-нравственное воспитание;

3. Качественное семейное воспитание;

 

1. Умение различать и отсекать помыслы.

 

  Чему необходимо научить детей любого психологического типа? В первую очередь их надо научить искусству отсечения помыслов. Что это такое? Всё начинается с несвойственного нам помысла, порой совсем невинного на вид. Выглядит это так.

  Например, если человек выходит на балкон высотного здания, вполне вероятно, что у него сама собой возникает мысль о том, что с балкона можно броситься вниз. Если мы берём в руки обычный кухонный нож, то вполне может мелькнуть мысль о «ином» его применении. Подобных примеров можно привести немало. Хорошо, если мы сразу этот помысел отсечём (прогоним). Если же начнём обдумывать, то рискуем вызвать в себе наслаждение, удовольствие от рассматривания помысла. Если такое случилось, то после, как наркоманы, будем возвращаться и возвращаться к этим грёзам – начинается стадия фантазирования.

Слово «фантазия» произошло от слова «фантом», то есть то, чего не бывает. Поэтому нас не пугают такие мысли - мы же не собираемся их осуществлять на практике. Однако грёзы становятся всё более определёнными, повторяющимися и постепенно формируется чёткий план действий. Если случится «ситуация-пуск», мы и подумать не успеем, как осуществим нелепую программу, которую сами для себя создали.

  Например, помню мальчика лет семи, который, задумавшись, шёл по улице. Мысли его были очевидны для окружающих – он издавал характерные звуки кулачного боя, имел очень агрессивное выражение лица, махал кулаками. Явно, мысленно он одолевал десяток-другой противников. Всё, как в кино.

Если мальчонка, так отчаянно отрабатывающий мысленно смертоносные удары, попадёт в ситуацию групповой драки, он, не задумываясь, может нанести смертельный удар ногой по голове упавшего человека. Такой удар требует не тренировок, а простой готовности.

  По такой же схеме мы буквально программируем себя на семейные скандалы и разводы (вспомните пламенные обидные речи и угрозы, которые мы сначала мысленно адресуем своим «половинам», а потом наизусть их «выпаливаем» во время конфликта), супружеские измены как следствие эротических фантазий, так происходят изнасилования и рождаются самые чудовищные преступления, так становятся самоубийцами.

  Безобидные на первый взгляд мысленные услаждения себя рано или поздно вполне могут  реализоваться на практике.

Если же мы неоднократно позволяем уже на практике осуществить запрограммированное действие, то в нас образуется навык. В результате мы потом даже подумать не успеваем, как уже начинаем совершать одно и то же действие в условиях «ситуация-пуск» (ругаться матом, бросаться в драку, закуривать, пить и т. п.). Немного позже, если ситуация-пуск долго не происходит, то мы начинаем «тосковать» и после сами её создадём (так маньяки выходят на охоту, так супруги раздувают скандал из-за пустяка).

  Большой вклад в развитие в нас таких программ вкладывают люди искусства – сопереживая злу на экране, мы пускаем его в свою душу, принимаем образ действий в определённых ситуациях и позже, не задумываясь, повторяем их (оскорбляем, изменяем, травимся, уходим то из семьи, то из жизни… Что там ещё в кино так романтично выглядит? – обратите внимание на то, что смотрите по телевизору вы и ваши дети).

  Если мы научимся и привыкнем в самом начале - на стадии помысла - прекращать деятельность своего ума в опасном направлении, откажемся от некоторых зрелищ и занятий и научим этому своих детей – за нас можно будет не волноваться.

Почему говорю не только о детях, но и о нас? – а нельзя обучить другого тому, что сам не умеешь.

Поэтому в отношении суицида решите сами для себя прямо сейчас – вариант решения проблем методом самоубийства вы больше никогда не будете обдумывать даже в шутку, даже в течение одного мгновения. Прямо сейчас выбросите эти мысли у себя из головы раз и на всегда!

  И всё же – мы не можем полностью проконтролировать мыслительную и эмоциональную деятельность наших детей, поэтому имеет смысл наблюдать за их поступками. Любое изменение в их поведении (мрачные рисунки, разговоры о бессмысленности жизни, необычайная ласковость, раздаривание своих вещей, замкнутость, прослушивание одних и тех же музыкальных записей определенного характера т. д.) должны насторожить. Только не превращайте своё общение в этакую вечную подозрительность! Иногда дети просто влюбляются или задумываются именно о жизни.

 

  1. 1.Стрессоустойчивость детей.

 

  Толчком к самоубийству обычно служит стресс. Поэтому надо уметь грамотно его переживать (другим – не самоубийственным способом), а также постараться быть стрессоустойчивым человеком. В контексте данного разговора – надо научить детей преодолевать трудности и быть готовыми к ним.

Начнём по порядку. Что такое стресс и от чего зависит стрессоустойчивость?

  Стресс – это реакция нашей личности на то, что наши потребности невозможно удовлетворить, это наша реакция на потерю, на удары судьбы. То есть это наше категорическое несогласие с происходящим. Стресс поражает умственную, эмоциональную и волевую сферы личности, отражается на психофизическом здоровье. Кроме того, он имеет свойство развиваться внутри человека и поражать слабые его места. Как это происходит?

Известно, что умственная, эмоциональная и физиологическая сферы человеческого организма тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Например, преподаватель, ведя урок, заметил, что учащиеся практически не слушают его («заметил» - физиологическая сфера). Заметил и подумал, что урок сделать интересным у него не получается («подумал» - умственная сфера). Подумал так и расстроился («расстроился» - эмоциональная сфера). В таком состоянии его сердце стало учащенно биться и поднялось давление (физиология), мысль приобрела более тревожный характер (умственная), он занервничал (эмоции) и т. д.

Таким образом, очевидно, что эмоции, мысли и здоровье взаимно связаны между собой и могут влиять друг на друга. В данном случае преподаватель может настолько «накрутить» себя со своей наблюдательностью и мнительностью, что рано или поздно окажется на больничном.

Поговорка гласит: «Где тонко, там и рвётся». Если личность развита неравномерна, одна из сфер слабее остальных, то что-то в человеке не выдержит первым – или нервы (эмоциональная сфера, самоубийство), или ум (сделает необдуманный шаг – уйдёт из семьи или школы, работы), или здоровье (сердечный приступ, проблемы с хроническими заболеваниями).

Все эти сферы (умственная, эмоциональная и физическая) в процессе стресса вновь и вновь по кругу «подстёгивают» друг друга, усиливают напряжение друг в друге, пока  одна из них не выдержит и не даст сбой.

Чтобы этого не случилось, необходимо:

- во-первых, как можно быстрее остановить этот процесс (выйти из стресса);

- во-вторых, не иметь в себе «слабых» мест (вовремя выявить и укрепить их).

 

2.1.Умение преодолевать стрессовые ситуации.

 

  Как выйти из стресса? Как разорвать порочный круг  взаимосвязи «ум – эмоции – здоровье»?

Рвать его не надо, надо его просто заставить действовать иначе. Причём начинать можно с любой сферы: мыслей, эмоций, физиологической составляющей. Их влияние друг на друга может быть не только негативным, но и позитивным.

Дело в том, что в если противовес мрачному настроению начать думать о хорошем (или просто начать изучать что-нибудь), позитивные мысли (умственная сфера) повышают или, по крайней мере, не ухудшают Вашего настроения. При этом они довольно долго «держатся» в голове – они же приятны (или очень нужны) вам! Как следствие – негативные мысли на время вас покидают. В результате снижается воздействие стресса на организм, а это ведёт к тому, что здоровье от стресса не ухудшается, настроение начинает меняться.

Когда Вы становитесь крепче физически (физическая сфера), Вам опять же легче думать о хорошем, а это благотворно повлияет на настроение. Настроению тоже можно помочь какой-нибудь радостью (торт, вечеринка, смена обстановки).

Физические нагрузки при правильном применении ускорят этот процесс. Они способствуют выработке в организме гормонов, под действием которых улучшается и сон, и настроение.

Таким образом, начинается «раскрутка пружины нервов», происходит постепенный выход из стресса.

  Кроме этих трёх сфер, у человека есть ещё духовные и нравственные силы. Они являются определяющими, так как не зависят от здоровья, эмоций и получаемой информации.

 

Духовная жизнь проявляет себя в молитве, участии в Церковных таинствах.  Молитесь сами, попросите о молитвенной помощи родных и друзей. Такие молитвы без ответа не могут оставаться. И положитесь на волю Бога. Жизнь – сложная штука, всё на свой вкус в ней не сделать, да и не знаем мы зачастую, как лучше для нас и наших детей должна развиваться ситуация. Вера сама по себе является сильнейшим антистрессовым фактором, и уж тем более – средством профилактики суицида.

Когда у ваших детей возникают серьёзные проблемы – попробуйте оказать им духовную поддержку. В качестве примера могу рассказать интересный случай из своей практики.

Помню, как-то раз подружилась я с детьми – братом и сестрой - из интерната. Они были абсолютными сиротами, у них не было родни вообще никакой. Поэтому на выходные их к себе никто не брал, и они безвыездно находились в этом учреждении. Я стала навещать их, приводила к себе в гости. Дети были крещеные, поэтому я сводила их на исповедь и причастие. Вскоре стала в интернате проводить беседы для всех желающих по православию. И тут среди педагогического состава появились недовольные. Явно свои претензии никто не проявлял, просто каждый раз, стоило мне прийти в установленное для занятия время, в интернате начиналась генеральная уборка, и дети не могли присутствовать на беседе. Я и не поняла сначала, в чем дело. Дошло до меня, что происходит, только тогда, когда я пришла за выше упомянутыми братом с сестрой, чтобы забрать их к себе на зимние каникулы. С администрацией всё давно было согласовано, и дети уже два месяца ждали этих каникул как праздника.

  Ребятишки встретили меня с заплаканными глазами – за какой-то пустяк их наказали запретом на выход из стен интерната в течение всех зимних каникул.

  Возвращаясь одиноко домой, я кляла себя за то, что познакомилась с ребятнёй, что дала им какие-то надежды, что из-за меня они теперь как в тюрьме в интернате себя чувствовать будут. С горя я взмолилась: «Господи, я совершила глупость, не со зла, хотела как лучше. Сейчас они плачут. Сделай что-нибудь, утешь их как-нибудь. Пусть Ангел Твой их порадует!»

  На следующее утро звонит телефон. Беру трубку и слышу голос Леночки: «Л. Н., Вы за нас не переживайте! Я вчера, когда спать ложилась, вдруг такой счастливой стала! Я такой радости еще никогда в жизни не испытывала! Мы с Витькой и сейчас самые счастливые какие-то! Я не знаю, от чего так, но Вы за нас не волнуйтесь!»

  Я не могу с уверенностью делать выводы, но в данном случае, наверное, действительно - Ангел детей утешил.

  Нравственная сфера задействуется несколько иначе – когда вам будет очень плохо, найдите того, кто нуждается в Вашей помощи, и помогите этому человеку. Если вы умудритесь сделать доброе дело тому, кто вас обидел – вы ощутите реальный прилив сил, почувствуете странное облегчение и радость. Ручаюсь!

  Если Вы так будете поступать, и научите этому своих детей, и вы, и детки ваши с честью переживёте труднейшие периоды в своей судьбе.

  Есть одна замечательная история.

 

  Молодого француза бросила любимая девушка, и он от горя решил утопиться. В последний момент от задуманного поступка его отвлёк человек неожиданным  вопросом:

- У вас деньги есть?

- Есть.

- Они вам «там» не нужны будут?

- Нет, конечно.

- Тогда вот вам адрес – сходите туда, отдайте деньги женщине на лекарства для ребёнка, а потом делайте, что задумали.

  Юноша пошёл по указанному адресу, увидел одинокую мать с троими детьми в ужасающей нищете, отдал деньги, часы, пальто, шляпу и даже ботинки, пошёл домой. Шёл под дождём босой, плохо одетый и … улыбался. Ещё бы! Впереди его ждала долгая и прекрасная жизнь!

 

Запомните следующие правила преодоления стресса:

Не допускайте бессмысленного повторения негативных мыслей в своей голове! Заставляйте думать себя о чём-то ином. Начните изучать умную книгу или какую-нибудь науку, когда вам плохо. Не смейте ни на кого обижаться – отвлеките себя от повторения в памяти негативного эпизода

С эмоциональной сферой сложнее – настроением не покомандуешь. Ищите радость, отвлекитесь на что-нибудь вкусное, сходите на концерт, поболтайте по телефону с мамой, примите душ… Не велики радости, но всё-таки.

С физиологической сферой Вам скучать не придётся: можно посещать бассейн или тренажёрный зал, сделать работу, которая Вам нравится или которая давно назрела. Во время физических нагрузок в организме меняется гормональный баланс, и человек начинает испытывать эмоциональный подъем (спортсмены после особо тяжёлых тренировок обычно долго улыбаются).

Через нравственную сферу вход тоже возможен - постарайтесь найти того, кому тоже плохо, и помочь ему (или хотя бы подумайте о тех, кому хуже, чем вам, или кому будет очень плохо без вас).

С духовных позиций поступите так, как вам подсказывает ваша вера.

Если здоровье не позволяет исполнить все эти советы, сделайте то, что возможно, и станет легче.

 

Как видите, если больше работать физически, заставить себя думать о хорошем, помогать людям и молиться, снежный ком развития стресса вполне можно преобразовать в повод, чтобы стать сильнее и лучше.

 

2.2. Гармоничное развитие личности ребёнка.

 

Более того, если Вы научитесь чередовать в своей жизни физическую, умственную, эмоциональную, нравственную и духовную виды деятельности, то в своей жизни вы сможете многое успеть, не уставая при этом очень сильно.

Если по этим правилам будет строится детство вашего ребёнка, он без перегрузок будет равномерно и гармонично развивать все сферы своей личности, не оставляя для стресса на одного слабого места.

Это очень важно, ведь если хоть одна из сфер в своем развитии сильно отстает от остальных, то даже небольшой стресс может вызвать серьёзные последствия. Например, если у человека слабое здоровье, то при плохом известии он может попасть в больницу. Именно поэтому человек с детства должен развиваться гармонично.

В современном мире к воспитанию и развитию детей подход несколько иной: если ребёнок спортивен, но «тугодум», его определят в спортивный класс, и отставание умственной сферы от физической начнёт прогрессировать.

Если же ребёнок хрупкий, но очень умный – в спортзал ему некогда будет ходить (доклады готовить будет). Вырастет типичным «ботаником» (умный, но слабый), которого «дурные спортсмены» будут обижать, а он будет страдать из-за этого (что первым не выдержит – здоровье или нервы?)

Если ребёнок эмоционально беден, вял, то нас это обычно вполне устраивает – с усидчивостью и дисциплиной никаких проблем. А ведь все помнят, что «в тихом омуте черти водятся».

Не допускайте перекосов в воспитании – «умник» должен регулярно заниматься спортом, «спортсмен» посвящать умственной работе больше времени, чем «умник» (надо нагонять отставание ума от здоровья и наоборот), оба должны находить времени для игр, общения с родными и друзьями и радости.

Нельзя их делать заложниками собственного таланта. Козьма Прутков писал когда-то: «Специалист подобен флюсу». Флюс, кстати, это очень болезненная болезнь, требующая срочного вмешательства!

В крайности впадать тоже не стоит – таланты развивать всё же нужно, просто не в ущерб всему остальному.

Определить соответствие развития разных сфер можно, составив небольшую таблицу:

 

Сфера

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Всего

Процент

Духовная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умственная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

100 %

 

Заполняем таблицу по десятибалльной системе, оценивая свои поступки и переживания (например, решали трудную контрольную – умственная сфера 6 баллов, поработали на велотренажёре немного – физическая сфера 3 балла, почитали хорошую книгу – эмоциональная сфера 7 баллов, молились, читали Библию – 6 баллов духовной сферы, поссорились с другом и наговорили ему гадостей – нравственная сфера минус 4 балла).

Так, наблюдая за собой несколько дней, можно будет заметить, какие сферы у нас не получают нормальных нагрузок и потому отстают в развитии.

Если в течение периода перекос становится явным, в выходные или отпускные дни постарайтесь его выровнять за счет перераспределения времени нагрузок в пользу «отстающих сфер».

Нередко, анализируя распределение нагрузок у современных школьников, я сталкиваюсь с ситуацией, что они развивают только умственную и эмоциональную сферы, некоторые ещё занимаются спортом. В современных образовательных учреждениях эти сферы развиваются целенаправленно и подконтрольно (психологи следят за эмоциональностью, учителя – за интеллектом, физруки и медики – за здоровьем).

Нравственность и духовность всегда развивались в основном семьёй и Церковью. Но долгое время Церковь была искусственно «отделена» от процесса воспитания, семья и сейчас почти всё время находится в разрозненном состоянии (днём работа для взрослых, а школа для детей, вечером – для всех телевизор, друзья и компьютеры).

Поэтому с развитием духовности и нравственности возникли серьёзные проблемы - влияние улицы, СМИ на подрастающее поколение не просто безнравственно и бездуховно, оно противоположно простейшим нравственным и духовным нормам жизни! Это грозит развитием многих проблем – от роста преступности до роста количества суицида и психических заболеваний среди молодёжи, появлением агрессивных и извращенных политических сил.

В результате мы имеем много умных, здоровых, с крепкими нервами нацистов, представителей криминального мира, коррупционеров и просто циников. Рост количества таких людей – это не просто социальная проблема. Попытайтесь взглянуть на этот процесс немного глубже.

Попробую показать наглядно опасность подхода, целенаправленно развивающего только психофизические сферы, а духовно-нравственной оставляя на «самотёк» (под видом защиты прав человека, свободы совести и т. д.).

Дело в том, что Иисус Христос по данным параметрам (сферам) является максимально гармонично развитым человеком. В Нём всё – от здоровья до духовности было развито максимально (поставьте в таблице знаки «+бесконечность» в каждой ячейке).

Антихрист будет по внешне измеримым параметрам очень похож на Христа, только сферы «нравственность» и «духовность» в нём будут со знаком «минус бесконечность».

А теперь – разговор со старшеклассниками.

 

- Тренировки в понедельник были?

- Да, тяжёлые!

- Ставим +7 баллов на «физическая». Нервишки и эмоции сдерживать приходилось?

- Ещё как!

- И на «эмоции» +7 баллов. Как с учёбой – голове сильно напрягаться приходится?

- Мы же к ЕГЭ готовимся!

- Прекрасно. На «ум» тоже +7 баллов поставлю. Теперь по нравственности…  Когда вас толкнули нечаянно – простили, в ответ не толкались? Не обзывались?

- Щас прямо!

- Ставим минус 2 балла. По «духовности» теперь… Кто-то молился, духовную литературу сегодня читал?

- …

- Понятно. Матерились - чертыхались?

- Было такое.

- Духовность – минут три балла.

 

Теперь сравним знаки «+» и «-» у Христа и антихриста с полученными знаками рядовых школьников. Кого воспитываем при однобоком воспитании? -  антихристов.

Антихрист – это не тот, кто «против Христа», а тот, кто «вместо Христа». Любой эгоист для себя является антихристом. При этом он старается стать «вместо Христа» и для окружающих. Если он на меньшее не согласен, то может просто отвергнуть этот мир и уйти в мир иной.

 

Сергей Резниченко в прощальной записке так и написал: «Я Бог», а потом шагнул из окна.

 

1.3.   Духовно-нравственное воспитание.

 

Почему я так упрямо возвращаюсь к вопросам нравственного и духовного развития личности? У меня нет цели всех обратить в веру или призвать к порядку.  Проблема в том, что даже если ваш ребёнок идеально психофизически развит (то есть умственная, эмоциональная и физическая сферы друг другу соответствуют), а духовно-нравственно отстает, то он окажется весьма неустойчив в некоторые периоды своей жизни.

Беда в том, что психофизические составляющие во времени действуют неравномерно – каждая из них периодически то сильнее, то слабее (здоровье может смениться болезнью, ум порой растерян и неспособен сосредоточиться, нервы тоже периодически «шалят»).

Когда все эти факторы вдруг одновременно «сдадут», опереться можно будет только на духовно-нравственное – они стабильны (то есть стабильно они сильны или стабильно слабы). Если они развиты недостаточно – сил для жизни у человека может оказаться недостаточно.

В поисках секрета долголетия изучались биографии долгожителей. Выяснилось, что они все жили в самых разных условиях, обладали самым разным физическим здоровьем. У многих жизнь с детства состояла из череды серьёзных испытаний и бед. Объединяло их следующее: все они были добродушными и верующими людьми, готовыми в любую минуту простить и помочь.

Солженицын в знаменитом «Архипелаге Гулаге» писал, что в нечеловеческих лагерных условиях быстро погибали умные интеллигенты и сильные военные, но верующие бабушки (в прошлом изнеженные аристократки) держались дольше и лучше всех. Поэтому если психофизические составляющие надо развивать равномерно, то духовно-нравственные надо всегда развивать максимально. Это закон жизни. Причём жизни не просто долгой, а вечной.

Потому опять и опять призываю - не пренебрегайте духовно-нравственным воспитанием детей. И опять же – не надейтесь на школу. Там дети математику и физику изучают, а не искусство жить и умирать. Этому в основном учит семья и Церковь.

 

  1. 2.Качественное семейное воспитание.

 

Семейное воспитание многопланово, поэтому я опишу только основные направления влияния семьи на ребёнка.

Начнём с рассмотрения основных периодов семейного воспитания и их задач. Всего их три, но каждое делится на два подпериода. Итак,

  • Младенчество раннее (0-3 года).  Основная семейная задача этого периода – ребёнок должен научиться различать «своих» и «чужих» и доверять только «своим». Позже этот «алгоритм принятия» он перенесёт на формирование жизненных принципов (мой поступок – не мой, вижу в этом смысл или не вижу и т. д.). Это ориентирует человека в мире, является эффективной профилактикой вовлечения в сферу чуждого влияния. Поэтому нельзя превращать семью в «проходной двор» и, если вы вынуждены воспользоваться помощью не ближайших родственников, а наёмной няни, она должна быть хорошей (любящей и постоянной). Где такую взять? Маму, действительно, равноценно заменить невозможно.
  • Зрелое младенчество (4-7 лет). Основная задача этого возраста – дети должны научиться слушаться своих. В этот период цель «послушание ребёнка» вполне достижима, так как дети некритично воспринимают наши требования, не могут долго сердиться и обижаться. Если дитя в этом возрасте останется неуправляемым, то в последующем семья свои задачи воспитания в отношении этого ребёнка качественно выполнить не сможет.

  Самая распространенная проблема современных семей в этот период воспитания – поступление ребёнка в детский сад. Для малыша «рушится вселенная» - где свои, где чужие? Кто его любит? Кого слушаться?

  В конце концов он адаптируется к новым условиям (происходит серьёзный «слом» в характере), и начинает подчиняться тем, кто авторитетнее, сильнее, интереснее (иногда это он сам для себя, если это ему внушили в семье или есть определённая предрасположенность).

  И что же теперь – в садик детей не отдавать? Если есть возможность, лучше не отдавать, но если детский сад является необходимым подспорьем, то семья не расслабляться должна при появлении этого помощника, а наоборот – усилить своё внимание к ребёнку, отдать ему (а не телевизору) свои вечера для общения.

К сожалению, родители и не подозревают, что, если ребёнок забудет, кто свои и кто чужие, кого слушать, а кого – нет, он потом хаотично будет попадать под любые посторонние влияния.

Поэтому как можно больше общайтесь с малышом, узнавайте все новости, обсуждайте, как надо поступать в том или ином случае, кого слушать, а кого нет. Не осуждайте «плохих» детей, а внушайте, что «их» поступки – не его поступки, что надо слушать в садике «своих»: воспитателя и свою совесть (я до сих пор помню, как мама мне примерно в этом возрасте объяснила, что «совесть – это когда никто не видит, а ты всё равно этого не сделаешь»). Конечно, дети перед соблазнами устоять не могут, но мировоззрение их при таком подходе будет формироваться более качественно.

  • Раннее отрочество (7-11 лет). Задача этого возраста – научить детей правильно принимать решения в отношении своего поступка. То есть ребёнок буквально поступает в «школу жизни». В ощеобразовательных учреждениях его учат правильно решать задачки по математике и т. п., а семья учит решать жизненные задачи. Поэтому РАЗРЕШЕНИЕ надо давать на тот или иной поступок не хаотично, основываясь на собственных эмоциях, а обоснованно (это как в математике – например, я не хочу, чтобы дважды два было четыре, но произведение от этого не меняется!).

            Например, ребёнок спрашивает: «Можно я пойду гулять?» Мы не хотим его отпускать, но начинаем «вычислять» ответ вслух:

  • уроки сделаны?
  • порядок наведен?
  • в «музыкалку» не надо?
  • я не ухожу – с детьми младшими сидеть не надо?

          Понимаем, что причин для запрета нет, поэтому вздыхаем и говорим: «Можно». Если мы всё равно скажем «нельзя», ребёнок разумеется спросит: «Почему?» - он же должен научиться принимать обоснованные, а не спонтанные решения. Как ответим? – «Потому что я так сказала, и не спорь с матерью»? 

Но при  таком обучении дети начнут решать свои проблемы по одной формуле: «Если я хочу и никто не видит, то можно!» Так многие люди до старости живут (если доживают). Именно по такой формуле поступают водители, не обращающие внимание на знаки дорожного движения, если рядом нет сотрудника полиции; именно так думают мужья, уходящие в запой всякий раз, когда их не видит жена (даже если грудной младенец на руках безответственного отца).

«Безответственность» - это неспособность принять правильное решение, грамотно ответить на поставленные жизнью вопросы и потом обосновать свой ответ перед совестью и людьми.

  • Зрелое отрочество (12-15 лет). Главная задача этого периода – родительский контроль за тем, как дети самостоятельно реализуют свои решения в жизни (если вспомнить пример «Можно пойти гулять?», то дети сами отвечают на этот и подобные вопросы по тому же алгоритму, что и взрослые раньше, но предупреждают взрослых, где, с кем и до какого времени они будут находиться, не отключают свой телефон).

          Если дети правильных решений принимать не научились, не различают своих и чужих, вредного и полезного, добра от зла – то их поведение скорей всего ничего, кроме горя и беспокойства, нам не принесёт. Мы будем пенять на возраст (подросток!), но мы сами обрекли его на многочисленные ошибки тем, что просто не готовили его к самостоятельному существованию. Из всех вероятных ошибок самой роковой ошибкой подростков может стать суицид.

          Даже на этом этапе, если не «казнить» детей за ошибки, а терпеливо разъяснять им причины возникновения проблем и варианты их решения – можно многое поправить в процессе воспитания.

  • Юность ранняя (16-18 лет) – самостоятельная (почти независимая от нас) жизнь при постоянной поддержке семьи (материальное обеспечение, моральная поддержка в виде советов, сочувствия, обнадёживания и т. п.).
  • Юность зрелая (19-21 год) - поддержка семьи становится дистанционной, от периодической перерастает в эпизодическую, и по мере взросления ребёнка семья приходит на помощь уже только в случае серьёзных проблем (помощь в беде, например).
  • Далее начинается взрослая самостоятельная жизнь с трудностями, победами и поражениями. Часто мы будем мечтать помочь им – да силы уже не те. И проблемы – тоже. Посмотрите, как ускоряются события, как сложно становится всё успевать. А если они сил в детстве недостаточно набрались? Кроме того, и мы не молодеем - условия нашего старения могут зеркально отразить условия их взросления. Вполне возможно, что скоро наши детки сами будут вынуждены помогать нам – сначала эпизодически, потом - периодически, а после – постоянно. Дай Бог, чтобы наши дети смогли выдержать все трудности, правильно решать проблемы, умели бы любить, терпеть, заботиться, радоваться (надо же – помолилась, сама того не ожидая)!

 

Заключение.

 

  Уверяю вас, если семейное воспитание качественное и вы в полном объёме решите все перечисленные задачи от внимательного отношения к детям и учёта особенностей их характеров до причин и профилактики суицида, то жизненные проблемы ваш ребёнок преодолеет без серьёзного вреда для себя.

Только «постарайтесь не перестараться» с профилактическими беседами - все хорошо в меру! Какова мера?  Она зависит от того, к какой жизни мы своих детей готовим.

С одной стороны, никто не может гарантировать нашим сыновьям и дочкам лёгкую безмятежную жизнь, с другой - никто не хочет настраивать детей на жизнь, полную невзгод и лишений… К чему же готовить наших детей, чтоб они и не унывали, и не разочаровывались?

 

Когда-то мой папа – Чабин Николай Григорьевич – сказал мне простые слова: «Надейся на лучшее, а готовься к худшему».  Мне они до сих пор во всём помогают. Надежда даёт сил стремиться и терпеть, готовность помогает встречать и преодолевать. Я стараюсь эту простую истину передать своим сыновьям. И ученикам. И вам. И всем.

Ведь так хочется, чтобы все люди вокруг жили долго и счастливо!

 

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика