• Регистрация
МультиВход

ИСТИННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ и ИСТИННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВЗРОСЛЫХ (1-4)

1. Введение

«Что ей (ему) ещё надо? – я с утра до ночи работаю только ради дочери (сына), у неё (него) есть всё, о чём я и мечтать не смела в детстве, а она (он)! Вены режет! Видите ли жить не хочет! А мне – хочется жить после такого? Что ей (ему) ещё надо?!!» - подобные монологи отчаявшихся родителей, чьи дети убегают из дома, бросают школы, пытаются покончить жизнь самоубийством, я слышу довольно часто.

И действительно – что им ещё надо?

          Сегодняшний разговор посвящён полностью этой теме. Мы поговорим о потребностях людей, посмотрим, что именно видят наши дети в реальной жизни, сравним объемы их потребностей с объёмами их фактического удовлетворения и определим – что им ещё надо. Всё арифметически просто. Итак,

 

2. Физические потребности.

 

          Беру мел и слева внизу доски рисую первую ячейку будущей таблицы потребностей: одной из самых основных физических потребностей любого живого существа является потребность в продолжении рода.

          Пририсовываю чуть выше ещё одну ячейку: второй по значимости потребностью можно назвать потребность в поддержании жизнедеятельности (у нас эта очерёдность выражена в поговорке: «Мало родить – надо прокормить»).

          Следующая ячейка ещё выше - только после обеспечения предыдущей потребности возникает потребность в самосохранении.

 

Физические потребности

Самосохранение

Поддержание жизнедеятельности

Продолжение рода

 

    

 

 

 

 

Как это выглядит у насекомых? Есть такая порода пауков – черная вдова. У них самка легко может съесть самца. Но, если ей надо продолжить род, она забывает о еде, и самец может к ней подойти. Самец боится самку, но, раз продолжить род необходимо, он забывает о своем страхе и идёт к паучихе. Стоит только ему её оплодотворить, как самка вспоминает об обеде и мохнатой лапкой ловит удирающего супруга: «Иди сюда, любимый, я тебя скушаю!»

Как очередность этих потребностей проявляет себя у подростков? Когда у детей начинается этот самый переходный период – они начинают стремительно расти, в большом количестве выделяются половые гормоны, и мальчики вдруг обнаруживают, что у них в классе учатся ещё и девочки, а девочки обнаруживают присутствие мальчиков. И начинаются у них записки, «валентинки», «обжимашки» и т. п.

Мамы особо «продвинутым» особям говорят: «Ты же ещё маленькая (кий), тебе же ещё учиться надо, у вас же жилья отдельного нет!» - бесполезно, не работает потребность позаботиться о своей жизни раньше, чем удовлетворится потребность в продолжении рода.

Тогда к ним приглашают врачей, которые рассказывают детям о венерических и других заболеваниях, предупреждают о сложностях ранних беременностей – тоже впустую, не работает у них инстинкт самосохранения  до тех пор, пока «любовь» одна на уме. Ну и что, что Ромео и Джульетта погибли – зато история какая романтичная!

Но стоит только девочке забеременеть, как картина стремительно меняется! Помню, как я чуть не на коленях стояла перед пятнадцатилетней девчонкой, которая собиралась сделать аборт на сроке шесть месяцев беременности. Я ей говорю: «Роди и оставь в роддоме – у нас в городе очередь на таких детей!» А она как заведённая в ответ: «Я ещё  маленькая, у нас  жильё маленькое, мне учиться надо – от программы отстать боюсь, я не могу отдать – стыдно будет и т. д.» То есть всё знала, но это её не остановило.

Абортировала она дочку свою, потом плакала, рассказывая, через что пришлось пройти, но уже через три недели среди тех же пацанов занималась тем же самым, что и до беременности. Лучше бы родила нормально, понянькалась бы три года. За эти годы поумнела бы, посерьезнела. Учиться ведь и заочно можно.

Так что стоит запомнить – рассказы об ужасах ранних беременностях своих целей не достигают, но на аборт многих женщин толкают потом всю их сознательную жизнь.

С мальчишками ситуация не лучше. Помню, в вечерней школе (там ребята взрослые уже) разговаривали о жизни. Спрашиваю их:

- С девочками уже дружите?

- Конечно, Любовь Николаевна!

- Целуетесь-обнимаетесь?

- Разумеется, Любовь Николаевна!

- И всё остальное тоже?

- Естественно, Любовь Николаевна!

- А теперь представьте ситуацию – ваша юная подруга забеременела, а у неё папа вечно пьяный, страшно сильный и вспыльчивый человек. Любому за подобную новость шею свернёт. Кто будет ему сообщать, что он скоро дедом станет?

- Её отец – пусть сама с ним и разговаривает!

- Но она же беременна! Ей нельзя бояться – адреналин, который при страхе вырабатывается в организме, является страшно ядовитым веществом. Он может убить или повредить малыша.

- А мы-то здесь при чём? У неё своя голова на плечах – думать надо было!

Как видите, инстинкт самосохранения и здесь сработал очень поздно. Жаль, что у нас в жизни люди иногда по законам насекомых живут.

 

Однако детки наши – не насекомые, есть у них и более высокие потребности.

 

3. Психические потребности

 

          Мало нам с вами быть семейными, накормленными и безопасными существами – мы ещё и общаться хотим (рисую ещё чуть выше ячейку), то есть у нас так называемая потребность в общении.

          Помните «перестроечные» времена – жёны «новых русских», несмотря на то, что им зарплату годами не платили, а муж сделал целое состояние, упрямо шли на работу – не могут дома сидеть! Сейчас супруги богатых людей себе проблему общения иначе решили: «клубняки», «тусняки» и т. д., но без общения тоже не обходятся.

          Для наших детей одно из самых сильных наказаний – лишение их возможности общаться с друзьями, даже супругов своих мы нередко пытаемся наказать именно «молчанкой», то есть лишением общения!

          Стоит только нам начать общаться, у нас сразу же возникает потребность в признании, в уважительном к нам отношении. Например, сами навязываем супругу разговор и тут же: «А что это ты со мной в таком тоне общаешься? Я – не глупей тебя, если хочешь знать!»

 

Психические потребности

Потребность

в признании

(в уважении)

Потребность

в общении

 

Физические потребности

Самосохранение

Поддержание жизнедеятельности

Продолжение рода

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

          Две эти потребности являются психическими и обнаруживаются даже у птиц, млекопитающих, иных животных. Например, сороки на дерево садятся согласно своему статусу (выше статус – выше ветка), а уж общительные-то они какие!

          Волки тоже ярко проявляют все психофизические потребности: создают семейную пару на всю жизнь, с опасностью для себя добывают пищу, убегают от ружья, живут стаями, внутри стаи сражаются за власть.

          И что же, они – такие же как и мы, то есть людей не напрасно с волками часто сравнивают?

 

4. Духовно-нравственные потребности

 

Многие из вас наблюдали в своей жизни некое уникальное явление: пятилетний мальчик, который не может «дотерпеть до дома», порой писает прямо на улице. Если перед ним в это время находится снежный сугроб, ребёнок обязательно попытается «нарисовать» что-нибудь похожее на солнышко. Животные на это не способны! То есть в отличие от волков у людей есть потребность в творчестве! Вопрос только в том, откуда она взялась.

Зигмунд Фрейд объясняет это переориентированной энергией других потребностей (мол, когда физические потребности не утолены, человек пытается компенсировать свою неудовлетворённость) – но маленькие дети обычно вполне довольны жизнью, однако творят на каждом шагу: то обои распишут, то кораблики из маминых туфель сделают…

Карл Маркс объяснят это явление неизбежностью экономической конкуренции (если производитель будет продавать более интересный товар, то он обгонит своих конкурентов) – но за рисунки на сугробах деньги не платят, скорей, оштрафуют!

Абрахам Маслоу, создавший эту схему в той части, в какой я вам её представила, полагал, что когда человек удовлетворён психофизически, то по логике появления более высоких психофизических потребностей после удовлетворения относительно низменных должна появиться ещё более высокая потребность – творческая. Но история знает огромное количество случаев, когда люди теряли семью, страдали от голода и холода, рисковали жизнью, становились изгоями, слыли сумасшедшими – но создавали свои шедевры, учения, делали научные открытия. То есть эта человеческая потребность у них оказывалась намного сильнее, чем все животные потребности вместе взятые.

Что же это за силища такая прячется в душе у человека и только человека – ни одна (даже самая человекообразная!) обезьяна не создала ни одного наскального рисунка! Откуда в нас стремление творить?

 

В этот момент замолкает любая аудитория – и шестиклассники, и взрослые люди. Я тоже задумываюсь. Ответ я знаю, но проблема в том, что ответ этот религиозен по сути своей, а аудитории встречаются различные. Нужен определённый такт, чтобы не возникло ощущение «вербовки в религию», а работа над темой продолжалась в нормальном темпе. Поэтому честно, просто и серьёзно предупреждаю любой коллектив, сидящий передо мной:

 

Предупреждаю сразу, дальше текст пойдёт несколько религиозный. Если в аудитории есть убежденные атеисты, попытайтесь как-нибудь видоизменить информацию у себя в голове на атеистический манер. У меня это ещё ни разу не получилось. Поэтому при ответе на вопрос о тайне творческой потребностей я могу апеллировать лишь к святоотеческому учению о душе.

Дело в том, что психология по определению является наукой о психике, то есть о психических особенностях живых существ (реакция, нервы, память, логика и всё остальное, что позволяет существу реагировать на окружающий мир, отражать его в себе и влиять на него). В этом смысле нередко толкуют термин «душа». При этом светские психологи состояние и даже наличие души (жизни) оценивают как следствие столкновения тела с реальностью. Православная психология, не отрицая таких влияний, учитывает также влияние на душу (или психику – как хотите называйте) духа, духовного мира, в результате чего человек становится одухотворённым, творческим, бессмертным созданием.

Значит, при ответе на вопросы, касающиеся принципиального отличия животного от человека (творчество, нравственность, бессмертие души) мы можем опираться только на информацию, накопленную в течение тысячелетий религиозными деятелями.

А они утверждают, что человек является образом и подобием Бога. А Бог, как известно, Творец всего существующего. Вот человек, как Его подобие, и чувствует потребность тоже творить. Но как и для чего?

Смотрите (рисую сверху слева ячейку таблицы): каждый человек в глубине души чувствует необходимость в Боге. Помните у Булата Окуджавы была песня «Мне надо на кого-нибудь молиться»?

Для тех, кто эту песню никогда не слышал, приведу другой пример. У студентов, даже самых неверующих, есть такой способ сдачи экзаменов и зачётов – они высовывают открытую зачётку в окно и кричат: «Халява, приди!»

То есть даже люди, ничего не знающие о Боге, чувствуют, что помочь им вполне может нечто извне, к которому надо несколько молитвенно обращаться.

Более того – где-то читала, что у каждого человека в голове есть некий участок мозга отвечающий за религиозную деятельность. Он реагирует на священные предметы, тексты и изображения, а на еду, людей и прочее эта часть нашего организма не реагирует – это обязанность других участков мозга.

Потребность в служении высшему в человеке настолько сильна, что, даже если он является убежденнейшим атеистом, он всё равно найдёт, кому или чему он должен служить, ради кого или чего он готов многим пожертвовать.

 Кто-то служит науке, кто-то искусству, кто-то семье. Для некоторых богом становятся наркотики или алкоголь.

В зависимости от ваших идеалов начинает реализоваться следующая потребность (пририсовываю ячейку таблицы ниже, навстречу психофизическим потребностям) – любовь к тому, что в себе несёт образ Бога (или кумира, если это не Создатель всего).

Например, у верующих это любовь к ближнему, у алкоголиков – любовь ко всему, что имеет в себе хоть каплю спирта, у учёных – любовь к экспериментам, учебникам и научным трудам и т. д.

А уж из этой потребности произрастает творчество: алкоголик что только не придумает, чтобы стать пьяным, любящий людей постарается создавать красоту и удобство, лекарства и новые виды техники …

Религиозное развитие называется духовным развитием, а отношение к людям – нравственным. Уровень духовно-нравственного развития у людей неодинаков, но феномен долгожителей, при сравнительном анализе их биографий, доказывает, что все они с психофизических позиций были очень различны, а с духовно-нравственных – похожи: верующие и добродушные.

Теперь, когда вы услышите термины «психофизическое» и «духовно-нравственное» развитие, вы поймёте о чём идёт речь?

 

 

Духовная потребность

Любовь к Богу

Нравственная потребность

Любовь к ближнему

Творческая потребность

Творчество

 

Психические потребности

Потребность

в признании

(в уважении)

Потребность

в общении

 

Физические потребности

Самосохранение

Поддержание жизнедеятельности

Продолжение

рода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание следует

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика