• Регистрация
МультиВход

ИСТИННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ и ИСТИННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВЗРОСЛЫХ (5-6)

5. Значение гармоничного соотношения потребностей

Иногда психофизическое и духовно-нравственное начинают противоречить друг другу. Если духовно-нравственное развитие отстает от психофизического, то дети в момент выбора будут руководствоваться низшими инстинктами, и вряд ли мы сможем их удержать от блуда, научить творчески относиться к собственному будущему (его ведь тоже надо сознательно создавать). Поэтому «перекос» в развитии ребёнка в сторону превышения психофизического над духовно-нравственным допускать нельзя.

Если психофизическое в ребёнке развито недостаточно, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, в общении с окружающими и т. д. Иногда психофизические отклонения имеют врождённый характер (например, заболевание). В этом случае качественное духовно-нравственное воспитание поможет ему преодолеть эти проблемы в будущем (большое количество примеров биографий великих людей: святых, учёных, политических деятелей подтверждает этот факт).

В связи с этим очевидно, что духовно-нравственные потребности должны удовлетворяться максимально возможно, чтобы стимулировать наибольшее духовно-нравственное развитие, а психофизические потребности должны развиваться согласно сочетанию принципов «необходимого» и «достаточного». Например, потребность в питании должна удовлетворяться в объёме необходимом, но без излишеств.

Почему необходимо ограничение в удовлетворении психофизических потребностей?

Дело в том, что в случае избыточного их удовлетворения в дополнение к естественной врождённой потребности появится гипертрофированная приобретенная потребность (страсть, зависимость) – обжорство, гурманство, любовь к сладкому, зависимость от стимулирующих продуктов, алкоголизм, похоть до разврата, гнев до жестокости и т. д. А это очень опасно.

Помните, мы с вами уже говорили о том, что пока более низкая психофизическая потребность не удовлетворена, более высокая потребность из той же группы не возникает с нужной для активного действия интенсивностью? Именно по этой причине человек, поражённый страстью алкоголизма, наркомании, блуда и т. д., не реагирует в должной мере на увещевания врачей и родных, описывающих ему пагубность этих привычек для здоровья – не «включается» инстинкт самосохранения до тех пор, пока эти страсти себя не насытят. Но беда в том, что страсть насытить невозможно – наркоман будет увеличивать дозу до тех пор, пока организм способен её выдержать. Потом он гибнет от передозировки. Не знал? – знал! Но кололся.

Поэтому исцеление от подобных зависимостей возможно только в условиях принудительного  воздержания от удовлетворения страстей (это очень мучительно) и при интенсивном духовно-нравственном воспитании. Этим можно объяснить тот факт, что более-менее успешно излечивают наркоманов в клиниках, где кроме лечения тела применяется  религиозное воздействие на пациента – духовно-нравственная составляющая личности способна «перевесить», преодолеть гипертрофированные психофизические потребности. Не стоит отрицать и помощь Бога при этом. Но это тоже из сферы духовно-нравственного.

Другая, не меньшая опасность развития зависимостей заключается в том, что их удовлетворение требует немало средств (денег, времени, сил). Где их взять? – только «оторвать» от средств, расходуемых на духовно-нравственное развитие. Так начинается дисгармония личности, «перекос в развитии», который со временем увеличивается и крайне негативно отражается на развитии детей.

 

6. Развитие приобретенных потребностей (зависимостей)

 

Какие обычно бывают дисгармонии в шкале потребностей человека?

Обычно «перекос» в развитии начинается с перерастания «потребности в признании» в «тщеславие», то есть с того, что ребёнок не удовлетворяется нормальным к нему отношением окружающих, а хочет «выделиться», «обогнать» ближних.

Кажется, что же в этом плохого, ведь именно этот момент нередко стимулирует в детях их творческое начало? Однако если ребёнок рисует открытку к 8 Марта не для маминой радости, а ради победы в конкурсе, творчество становится следствием и пищей для развития психической потребности к признанию с перерастанием в тщеславие. Начинает формироваться «перекос», нарушающий баланс между духовно-нравственным и психофизическим (пририсовываю ячейку «тщеславие» справа от ячейки «признание»).

Как только тщеславие проникло в душу человека, оно сразу видоизменяет потребность в общении. Человек начинает «делить» людей на «достойных и недостойных» его общения людей.

Например, такая ситуация. Мальчик с приятелями идёт по улице, к ним подъезжает шикарная машина, из которой выходит отец ребёнка. Мальчик с удовольствием пообщается с отцом на глазах приятелей.

Но допустим, что папа не на машине, более того, он много лет не проживает совместно с семьёй, у него произошло в жизни несчастье, он оказался без жилья и работы. В связи с этим он ночует в подвалах, стирать и мыться у него возможности нет, поэтому у него неопрятный вид и от него исходит неприятный запах.

Подбежит мальчик к нему при свидетелях? А ведь именно сейчас отцу важна поддержка детей, он нуждается в помощи, чистой одежде!

Ребёнок любит отца, но нечто в душе не позволяет ему подойти к нему в присутствии приятелей. Это нечто называется – гордость. Если эта гадость в душе завелась, очень скоро мальчик начнёт испытывать неприятное ощущение в душе при взгляде на успешных отцов своих товарищей. То есть неизбежно в нём заведётся ещё и зависть – старшая дочь гордости (пририсовываю ячейку «гордость и зависть» справа от ячейки «потребность в общении», после от последней провожу стрелку к «самосохранение»).

Когда в душе расцветают гордость и зависть, и люди начинают делить людей на «достойных и недостойных» общения, на уважаемых и презираемых, в душе вскоре появится некоторое беспокойство – ощущение опасности от людей «не того круга», и некоторая агрессия по отношению и к тем, к кому испытывается зависть, и к тем, кого человек побаивается. Так потребность в самосохранении усиливается страхом и агрессией (пририсовываю соответствующие ячейки).

Самое обидное в этом явлении то, что и гнев, и страх являются потребностями, пусть противоестественными, приобретенными, но всё же потребностями. Они будут требовать своей реализации, поэтому люди неизбежно будут выискивать тех, с кем надо вступить в конфликт, и тех, кого стоит бояться. Мы порой сами себе создаем врагов, иногда – из самых близких людей. Становимся подозрительными и недоверчивыми. Вечно на всех нападаем, ни о ком слова доброго сказать не можем.

При этом мы уверены, что проблема наших страхов и гнева в окружающих, а на самом деле проблема только в нас самих, и уйти от неё невозможно, даже если окажетесь на необитаемом острове – страхи и злость стали частью нашей личности, а от себя, как известно, не убежишь.

Как только эта гадость внутри нас прочно обосновалась, сразу перевоплощается потребность в обеспечении жизнедеятельности. С нашим отношением к людям мы уже не можем получать нормальное удовольствие от общения с ними, поэтому начинаем искать радость в пользовании вещами, одиночном получении удовольствия (справа от ячейки «Поддержание жизнедеятельности» пририсовываю ячейку «Комфорт и лень»).

В нас расцветает лень, стремление вкуснее кушать, испытывать телесные наслаждения, получать наслаждение («ловить кайф») - даже если это вредно для здоровья (самосохранение работает только после удовлетворения более низкой потребности, а зависимость от наркотика, табаки и алкоголя удовлетворить невозможно).

Только не думайте, что наркомания, алкоголизм и т. п. – единственные ненасытные страсти. Любая приобретенная потребность растёт по мере её насыщения и становится всё более и более ненасытной.

Тщеславный человек, как наркоман, стремится увеличить дозу похвал, а потом всё равно страдает от своей «непонятости и неоцененности». Многие очень талантливые люди заканчивали жизнь самоубийством, когда не могли подняться выше самих себя. Многие гордецы не могут пережить простого замечания – закатывают в ответ скандал, стараясь максимально унизить  человека с целью удовлетворения собственной гордости.

Уверена, что все из присутствующих, включая и меня, уже чувствовали болезненную реакцию собственных страстей на правду жизни. Может страстный человек быть счастливым среди людей? Встречаются ли в нашем мире люди, в которых нет ни тщеславия, ни гордости, ни зависти, ни лени, ни уныния, ни злости, ни страха? Таких людей обычно святыми называют!

Давайте смотреть дальше – скажите, пожалуйста, если человек стремится к комфорту и лени, он может позволить себе завести большую семью? Нет, конечно! Значит, неизбежно видоизменяется и потребность в продолжении рода (стрелка от «комфорт и лень» к ячейке «продолжение рода»).

 

Духовная потребность

Любовь к Богу

Нравственная потребность

Любовь к ближнему

Творческая потребность

Творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психические потребности

Потребность

в признании

(в уважении)

Тщеславие

Потребность

в общении

Гордость и зависть

 

Физические потребности

Самосохранение

Гнев и страх

Поддержание жизнедеятельности

Комфорт и лень

Продолжение

рода

Похоть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди не хотят отказываться от интимной близости, потому, что она дарит им удовольствие, но они делают всё, чтобы детей было мало или их не было совсем. Таким образом потребность в продолжении рода перевоплощается в так называемую похоть. Казалось бы – что в этом плохого? Но «безопасный секс» не так уж и безопасен, как это кажется на первый взгляд.

Для наглядности расскажу одну историю, которая на стыке 20 и 21 веков произошла в африканском государстве под названием Кения.

 

Далее следует пересказ статьи Кирилла Бутусова «Не лезьте со своими таблетками к слонам» из журнала «Чудеса и приключения» №2/2000. Я его приведу с сокращениями и некоторыми корреляциями, избегая слов «половой контакт», «секс» и т. п., так как встречаются люди, которых подобные термины шокируют и отвлекают от сути изложенного.

 

В Кении, в Крюгеровском заповеднике, сверх всякой отпущенной природой меры расплодились слоны. Этот демографический взрыв угрожал животным других видов; вытаптывались посевы кофе, маиса и пшеницы племен и фермеров, живущих рядом. Надо было что-то делать. И поскольку заповедник существовал большей частью на благотворительную помощь из стран Европы и США, а там животных никто убивать не хочет, то руководству заповедника пришлось искать ненасильственные пути решения проблемы. Наука тут поспешила со своей помощью. И, ничтоже сумняшеся, охотников заменили специалистами с противозачаточными средствами. В теории всё было хорошо, но на практике получился полный конфуз.

Дело в том, что поведение мужских и женских особей у слонов очень зависит друг от друга. И только два дня в месяц слонихе для оплодотворения требуется самец. Вот в эти дни эти животные и испытывают друг к другу влечение, в результате чего слонихи беременеют. Остальное время самцы и самки просто дружат.

После обработки лекарствами самки перестали беременеть, но у них сильно увеличилось влечение к самцам. А самцы в результате были вынуждены увеличить свою активность. Заповедник стал похож на какой-то неприличный дом, где каждая самка окружена несколькими самцами, и они по очереди к ней лезут. Но самое страшное в том, что и мужские, и женские особи перестали заботиться о детёнышах, которые начали умирать от голода. Пришлось срочно создавать детские лома для слонят.

Умирать стали и взрослые самцы – от истощения.

В результате микстуры слонихам давать перестали, но поведение у них не изменилось. Она стали беременеть и рожать, новорожденных слонят тут же бросали и вновь занимались исключительно блудом.

Всех взрослых особей в результате пришлось отстрелять (самцы больны, а самки неисправимы), а слонят раздать по зоопаркам, так как в естественной среде они жить не научились. Для возрождения заповедника властям пришлось закупить нормальных неиспорченных слонов. То есть от сильного размножения популяция стремительно докатилась до полного вырождения, как только заболела похотью. Кстати, в научном мире слонов приводили как образец пуританских моногамных семейных отношений на всю их долгую жизнь. До введения таблеток, естественно.

Вам эта ситуация никого и ничего не напоминает?

К сожалению, среди людей события развиваются аналогично. Многие древние великие цивилизации вымерли после того, как стали культивировать роскошь, безделье и удовольствия, отказались от семейных отношений и труда. Это и Древний Рим, и Афины.

Когда-то я читала, что один из врачей гитлеровских концлагерей написал Гитлеру: «Мой фюрер, прошу остановить наступление на Россию. Все незамужние женщины, поступающие в концлагерь, даже если им сорок лет, девственны. Страну с таким уровнем нравственности победить невозможно!»

Проблемы государственного масштаба мы с вами сейчас обсуждать не будем, вернёмся к своим детям, ведь, прежде чем начнут вырождаться государства, сначала начинают вырождаться отдельные семьи через разложение своих домочадцев. Происходит это следующим образом.

Проанализируем, что в детях быстрее развивается – духовно-нравственное  или психофизическое?  Посчитаем, сколько времени у детей должно уходить на врождённые психофизические потребности в сутки (сон, еда, гигиена, необходимое общение) – обычно получается 12 часов.

Остальные 12 часов по принципу остатка должны уходить или на духовно-нравственное, или на «приобретенные» потребности. Давайте посчитаем время, расходуемое на приобретенные потребности.

Приведу пример общения на эту тему с шестиклассниками:

 

- Мальчики, скажите честно – на мысли о девочках, на разговоры о них, на прочитывание определённых текстов и просмотр определённых картинок, видео и сайтов сколько времени в сутки уходит?

- Шесть часов! – класс смеётся.

- Пишу «6» напротив нижней строки таблицы и считаем дальше. Кроме 10 часов на сон и еду, сколько времени расходуете на лень и удовольствия?

- Часа 4.

- Итого 14. Записываем. Дальше «самосохранение» - сколько уходит на «разборки», «выяснение отношений», конфликты?

- Часа 2!

- Плюс 1 час на гигиену. Итого 3. Пишу. Теперь общение, гордость и зависть: сколько болтаете, сидите в контакте, висите на телефоне, сплетничаете, обсуждаете других и т. п.?

- Весь день! Даже на уроках! Даже когда едим! Пишите часов 10!

- Пишу. Теперь тщеславие – сколько времени даже мысленно хвастаетесь, или стараетесь выделиться, обогнать других?

- Наверное, часа три.

- Пишу. Теперь всё считаем. Всего набралось 36 часов в сутки на удовлетворение животных потребностей.

- А в сутках всего 24 часа!

 

Вот именно! Теперь поняли, господа родители, почему у деток нет времени на уроки, на домашнюю работу, на общение с родными и близкими, на сон, в конце концов. А вы при этом как живёте? Им же на все эти потребности – и ваши, и свои – деньги заработать надо. Вот вы и работаете порой на двух-трёх работах. И чем больше вы балуете детей, тем быстрей растут их запросы - иногда доходит до того, что они суицидом угрожают родителям, если те им недостаточно престижный «сотик» на Новый год подарят.

В таких условиях завышенная потребность в деньгах – сребролюбие, страсть к деньгам, потребность в накоплении денег – тоже, кстати, начинает у людей быстро развиваться в самостоятельную приобретенную потребность. Поэтому люди даже творческие начинают созидать не шедевры по любви к творчеству, а ширпотреб из-за денег. Но это уже к слову.

Полученные цифры, конечно, очень грубые – в жизни не всё так плохо. Но обратить внимание, пожалуй, стоит на то, в кого наши детки незаметно для себя превращаются. Чисто человеческие – духовно-нравственные потребности в них потихоньку умирают, а животные – растут. А потом мы удивляемся росту правонарушений среди несовершеннолетних, их нравам и привычкам, формам общения и самовыражения…

Это только начало. Беда в том, что духовно-нравственные потребности в таких условиях не исчезают, а уродуются. «Свято место не бывает пусто» - на нём неизбежно образуется «мерзость запустения» (пририсовываю ячейку «разрушение» справа к ячейке «творчество»).

Смотрите – творчество в таких условиях приобретает черты разрушения. Даже в мультфильмах у нас всё время что-то взрывается и ломается. Снеговик, который на улице сделает ещё неиспорченный малыш, долго тоже не простоит – его сломают ребята постарше. Так вот и живём – подъезды красить бесполезно, цветы на улице не вырастишь… А всё ЖЭУ ругаем, что чистоты в городе нет.

В таких условиях, когда всё рушим, всем завидуем, то злимся, то хвастаемся – может любовь к ближнему процветать?

Поэтому постепенно она заменяется равнодушием к чужим проблемам, а потом и ненавистью, жестокостью к тем, кто нас окружает (создаю и заполняю ячейку «ненависть» справа от ячейки «любовь к ближнему»).

По телевизору регулярно сообщают о леденящих душу преступлениях, совершаемых людьми, родившимися в годы «перестройки» - в годы, когда граждане России сосредоточились на банальном физическом выживании, а нравственные ценности объявили «идеологией» и отказались от них.

Человек, который готов всё разрушить, который не любит людей, уже не может с любовью относиться к Богу. Его пугает даже мысль о том, что Он есть. Поэтому фильмы про Апокалипсис давно превратились в «ужастики», а не нечто радостное и жизнеутверждающее.

Противостояние Богу, враждебность по отношению к Нему называется сатанизмом («сатана» переводится как «враг»). Говорят, самоубийцы все в ад попадают. Видимо, неслучайно сегодня рост детского суицида поражает воображение (рисую последнюю ячейку «сатанизм» справа от ячейки «любовь к Богу»).

Напомню ещё раз – перед вами таблица ПОТРЕБНОСТЕЙ, то есть всё, что в ней упомянуто, притягивает человека. Знаете, как трудно остановить ребят, увлекающихся сатанинскими учениями, как невозможно переубедить подростков, культивирующих идеи смерти и насилия, исповедующих неприкрытый сатанизм? Как тяжело общаться с совсем молоденькими ворами, драчунами, наркоманами, насильниками?  Они даже аргументировать не могут, почему их так всё это притягивает: «Просто хочу, и всё!»

 

Духовные потребности

Жажда Бога, любовь к Богу

Отторжение Бога

Нравственные потребности

Любить и быть любимым

Отторжение людей до ненависти

Творческая потребность

Творчество

Желание разрушения

________________________________________________________________

 

Психические потребности

В  признании

Тщеславие

Жажда денег (сребролюбие)

В общении

Гордость, зависть

Физические потребности

Самосохранение

Страх, гнев, уныние

Поддержать жизнь

Лень, тяга к комфорту и наслаждениям

Продолжить род

Похоть

 

Врождённые

Приобретенные

Продолжение следует

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика