• Регистрация
МультиВход

Святая сила слова

Как произошло слово «человек»? Многие, услышав такой вопрос, пожмут плечами. Что ж, мол, тут непонятного — чело и век: чело — лоб, век — столетие… А вот известный филолог В. Д. ИРЗАБЕКОВ, автор целого ряда книг о русском языке — сторонник совсем другого взгляда на этимологию этого слова.

Василий Давыдович считает, что современное языкознание напрасно отвергло гениальную догадку патриарха русской словесности адмирала Александра Семёновича Шишкова (того самого, над которым насмехались в советской школе за предложение заменить «калоши» на «мокроступы», а «геометрию» на «землемерию»). Шишков предположил, что «человек» произошёл от Слова. Сначала в русском языке он назывался «словек», затем путём перегласовки согласных образовался «селовек», потом «цловек» и, наконец, «человек». «Мне гораздо ближе, — говорит Ирзабеков, — его, Шишкова, интуитивное ощущение прямой связи человека со Словом. Ведь Бог есть Слово».

Он доказывает, что русский язык в своей основе является языком Слова, языком новозаветным, евангельским. Наш корреспондент попросил его подробнее рассказать об этом удивительном открытии. Предваряя их беседу, отметим, что Василием Давыдовичем коренной бакинец Фазиль Давуд оглы Ирзабеков стал в 1995 году, когда в возрасте сорока двух лет в Москве принял таинство святого крещения.

 

Корр.: Василий Давыдович, вы говорите о евангельской основе русского языка. С другой стороны, мы стали свидетелями того, как уже не один год русский язык подвергается агрессии извне и изнутри. Извне идёт наплыв чуждых, иностранных слов. Изнутри на наш язык нападают сниженная лексика, сорные слова, сленг, в том числе взятый из воровского жаргона. Можете ли вы сегодня по-прежнему утверждать, что русский язык основан на Евангелии? Вам не кажется, что его надо спасать?

 

 — Вы знаете, я одно время тоже так думал: давайте спасать язык — и призывал к этому в своих книгах и лекциях. Но ведь русский язык, слово русское — особое, оно в лоне Церкви раскрывается, расцветает, у него появляется аромат. Да, на улице оно нередко смердит, а в лоне Церкви благоухает. Дело в том, что русский язык в своем развитии во многом опирался на церковнославянский язык, созданный святыми Кириллом и Мефодием. Алексей Константинович Толстой писал, что нельзя с Богом говорить на «ежедневном» языке. Конечно, мы друг с другом по-церковнославянски разговаривать не можем и не должны. Это язык, которым русский человек говорит со Христом. Наш язык впитал в себя множество слов из других языков, которые обрусели и обогатили речь русского человека. Но все исконные русские слова — о Христе.

Русский язык — язык Евангелия. Он что-то делает с душой человека. Что-то таинственное в ней происходит. Душа человека возрастает через русский язык. Каждый язык — это тайна, это дар Божий. Есть языки Ветхого Завета. Например, в азербайджанском, грузинском, тюркских языках человек — это Адам. Ветхозаветный Адам. Я недавно был в Удмуртии. Язык удмуртов — одна из ветвей финно-угорских языков. И там человек — «адеми». Но не все языки святы так, как русский язык. Это язык Нового Завета, язык Христа. На каком ещё языке слово «человек» свидетельствует об имени Божием?

Когда русского человека спрашивали: «Ты кто?» — он отвечал: «Крестьяне (то есть христиане) мы». Русские — единственный православный народ, который даже имя своё заменил именем своей веры. Грузины называют себя «картвелы», греки — «эллины», и только преобладающая часть русских издревле именовала себя крестьянами. А взять слово «пол». Тут опять отсылка к Священному Писанию. Создал Бог мужчину и женщину. Каждый из нас — не человек в полноте. «Пол» — это половина замысла Божия о человеке. И когда вы пишете «пол мужской», то исповедуете, что вы мужская половина замысла Божия о человеке. Ещё пример: слово невеста. Невеста — есть неведение греха, непорочность, что означает как духовную, так и телесную чистоту. А тех, кто ведал грех, на Руси называли ведьмами. Богородица же наша пребывает присно Невестой Неневестной — как символ Превысшей Небесной Чистоты… Проникая в смысл русского слова, укрепляешься в убеждении: когда мы говорим о русском языке, мы говорим о Небе.

 

Корр.: Знаменитый немецкий поэт Райнер Мария Рильке сказал, что все страны граничат друг с другом, а Россия — с Богом.

 

 — Другой замечательный немец, Вальтер Шубарт, человек трагической судьбы, имя которого мы бы не знали, не прочитай русский философ Иван Александрович Ильин о нём большую лекцию в Берлине, написал в книге «Европа и душа Востока»: «Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм. Англичанин жаждет добычи, француз — славы, немец — власти, русский — жертвы. Англичанин ждёт от ближнего выгоды, француз — симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего». Русский язык необычный, через него очень многое в душе происходит — в ней русский человек начинает развиваться. Вот почему необандеровцы на Украине так ополчились против русского языка.

Язык наш — такое удивительное сакральное зеркало, которое показывает, что происходит с нашей душой. Это зеркало стоит перед каждым из нас в каждый момент нашей жизни. Слово — это Бог, Который стоит перед всей нацией в каждый момент её истории. Каков язык — таков народ. По-церковнославянски «язык» — это народ. Каков народ — таков и язык. А Бог поругаем не бывает. Мы речь свою калечим. Но когда калечим речь — калечим свою душу. Что значит спасать язык, спасать слово? Спасать Бога? Я Бога защищаю или Бог — меня? Кощунственна сама постановка вопроса. Но тогда встаёт другой вопрос: каково должно быть наше отношение к языку? Что мы делаем Богу? Служим. И языку мы должны служить. Самое страшное, что было сделано против Господа нашего? Было совершено предательство. Поэтому в нашем языке любой предатель — Иуда (кстати, здесь мы имеем ещё один пример евангельской основы русской речи; в азербайджанском языке знаете, кто такой предатель? Хаин, то есть Каин — это Ветхий Завет, а русский язык — от имени Бога до имени предателя — соткан из Нового Завета).

 

 Беседу вёл Владимир Филиппович СМЫК

Опубликовано в журнале "Природа и человек, XXI век", август 2015 года

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика