• Регистрация
МультиВход

Василий Ирзабеков: «Секрет моей радости — Христос!»

«ЩЕДРОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК» — так мог бы охарактеризовать нашего собеседника каждый, кто хотя бы раз в жизни с ним встречался. Он — большой специалист в области языкознания и понимания русской культуры, искусства и русской души.

Может быть, поэтому данное интервью не уместилось в одном номере? Здесь — окончание разговора с Василием Ирзабековым, филологом-языковедом, писателем, директором православного центра во имя св. Луки (Войно-Ясенецкого).

Почему боятся Россию


— Василий Давыдович, в связи с тем, что сейчас происходит в мире, почему многие страны, правители стали бояться Россию?

— Разве это сейчас только происходит?

— Как-то с особенной силой сейчас это ощущается. Не любят и не понимают Россию.

— Если бы мы с вами жили в 1941-м году, сказали бы тоже, что «с особенной силой» — сколько государств восстало против нас! А во времена Наполеона сколько на нас шло? Мы по привычке говорим: «Французское нашествие». А что, одни французы шли? Объединённая Европа на нас шла, и в 41-м — объединённая Европа, и сейчас — объединённая Европа. Дело в том, я об этом уже сказал, что мы с вами — Русский мир, крошечная частичка, но частичка Русского мира, а Русский мир — это мир Христа. Это не против нас идёт война, это идёт война против Христа.

— Апостол Павел сказал: «Наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной».

— Да. Вот такая брань и идёт. Так получилось, что Россия усилилась при нашем последнем президенте, чего от него никто не ожидал — от чекиста (а бывших чекистов не бывает), что Россия вообще стала оплотом христианских ценностей во всём мире. Посмотрите, как его ценят во Франции, в Италии! Помните демонстрации в Париже? Портреты Путина несли: «Защити нас!» В арабских странах посмотрите, как его любят. Там, где любят традиции — Путина любят. Ведь русские удивительная нация! Это единственный православный народ, который в массе своей отказался от национального имени в пользу своей веры.

— Что вы имеете в виду?

— Огромная масса людей, которых мы называем «аграрии» или «крестьяне», на вопрос: «Вы кто?» отвечали: «Христиане мы». Христиане стали крестьянами. Все православные народы называют себя национальным именем, и только русские называют себя именем Христа. А язык? Все исконные слова русского языка — их, может быть, не так много, как хотелось бы, но всё же милостью Божией они есть — они все о Христе. Русский язык — это язык Нового Завета.

— А ваш родной азербайджанский язык?

— Это язык Ветхого Завета. Это доказано. Скажем, «человек» там, как и в грузинском языке, и в казахском, и в киргизском — это «адам». Ветхий Завет — всё сразу понятно. А в русском языке иначе. Мне очень нравится язык нашей Церкви — потрясающий язык. Он не только красив, но он ещё на удивление точен. Меня когда-то поразило, что у нас в Церкви одним словом называются все живые существа, кроме человека.

Все живые существа у нас в Церкви от комара до слона — «бессловесные»! Словом обладает только человек. Может быть, поэтому слово «человек» раньше звучало по-другому: «словек».

У нас с исламом много общего!

 
— Василий Давыдович, я не могу вас не спросить о вашем отношении к Исламу и к исламской культуре. С мусульманами сегодня важно и нужно вести диалог, а каким может быть характер этого диалога?

— Хороший вопрос, хотя непростой. Я человек, выросший отчасти в традиции исламской культуры, хочу вам сказать, что есть истинная исламская культура, а есть и псевдо. Сегодня кто только себя не называет мусульманином! Обратите внимание, как много не только в мире, но и на территории России убивают священнослужителей мусульманских. Кто убивает? Люди, которые называют себя «особенно чистыми» мусульманами — ваххабиты. Я могу сказать как человек, выросший в этой колыбели, что традиционный наш ислам очень схож с русской традицией! Это уважение к старшим, уважение к семье как к святыне. Семья, вера — это святыни. Вы знаете, какое трепетное отношение в правильном исламе к женщине, а к ребёнку!

— В отличие от европейских народов, там нет даже абортов!

— Какие аборты, да вы что! Как благочестивы женщины, посмотрите! Это всё нас сближает. Более того, я хочу вам сказать — у нас есть общий враг. Мы знаем из Откровения Иоанна Богослова, что придёт антихрист. Мусульмане его называют «дяджяль». Россия — это уникальная страна, где веками все жили не толерантно, а именно в любви друг к другу. И, главное, в удивительном и трепетном уважении к традиции, к вере другого человека.

— Это была политика царской России...

— Очень правильная была политика. Вы знаете, мне дед об этом рассказывал. В позапрошлом году я читал лекции в Казанском университете на филфаке и на юрфаке, и мне была предложена экскурсия по их музею. Я с радостью согласился и получил удивительные впечатления. В этом музее на одной из витрин лежат паспорта людей, которые жили до революции. Я увидел то, о чём мне говорил покойный дед. В дореволюционных паспортах не было записи о национальности.

— Ну и сейчас там нет такой записи.

— Да, но наши сегодняшние паспорта и их паспорта — это не одно и то же. Мне, кстати, не очень нравится, что сейчас нет записи о национальности. Почему я должен прятать свою национальность? Моя первая книга, которая вышла (она выдержала много изданий, не считая пиратских на Украине), называется «Тайна русского слова», её благословил Патриарх Алексий II. Там на обложке есть подзаголовок: «Заметки нерусского человека». По рождению я не русский — надо быть честным. А вот в тех паспортах не было записи о национальности, но была куда более важная запись — «вероисповедание»: православное, магометанское, иудейское. Есть человек, известный востоковед, Мирза Казимбек, я знаком с его биографией, мне о нём рассказывал дед, он азербайджанец. Я не первый азербайджанец и, надеюсь, не последний, принявший христианство, правда, он принял католичество. До революции он был известным востоковедом. Он преподавал в Казанском университете. Если, скажем, адербайджанец принимал православие, он уже был русским человеком. Понятия национальности не было. Православный — значит, русский. На мой взгляд, это было очень правильно. Обратите внимание: что, в царской России было меньше народов, чем сейчас? Да нет. Даже больше, если учесть отделившиеся республики. И ни одного межнационального конфликта! А почему? Вы задавали себе этот вопрос? Я задавал. Потому что было понятие «титульная нация». Сегодня вы об этом прилюдно скажете — вам тут же прилепят ярлык, что вы шовинист. А я говорю об этом и буду всегда говорить, потому что в семье должен быть старший. Старший — он не лучше других, старший — это доля ответственности, это крест, который тяжелее, чем у других.

Почему выстояла Русь

— Это есть в конституциях многих европейских стран.

— Конечно, есть государствообразующая нация, и вот это место православия — оно было особое, и это правильно. Ведь Русь почему выстояла? Мы же знаем подлинную историю Руси. Потому что за неё молились такие угодники! Какие? Русские святые молились. И преподобный Сергий, и Серафим Саровский... сонм наших святых. Эту землю отстояла прежде всего Русь небесная. И поэтому и у этой нации, и у этой веры должно быть особое место. Я всегда об этом говорю. И когда случается война, представители этой нации больше всех погибают. Почему об этом не говорят те, которые всё хотят уравнять? На днях я ещё раз услышал цифры — кажется, 500 тысяч грузин погибло, это огромная цифра, и азербайджанцев очень много погибло, и киргизов... А русских? Немыслимо, несоизмеримо много. Почему, если эта нация приносит такие страшные жертвы, почему она не достойна чего-то? Сегодня нас призывают к псевдоравенству, говорят: «У нас многоконфессиональная страна». Господа хорошие, а когда Россия не была многоконфессиональной страной? Она всегда была многоконфессиональной. Это что за лукавство такое? В семье, где много братьев, есть же старший брат! А чем отличается старший брат? Мерой ответственности! Когда отца не стало — на войну ушёл или уехал куда-то, старший брат становится отцом. А что это значит? Значит, больше всех работает, недоедает и всё лучшее отдает братьям. Вот это и есть место русского народа, и он всегда так и поступал, даже и в советское время всё лучшее отдавали республикам.

— В этом, наверное, отличие нашей страны от Запада. Те качали богатства из своих колоний, а мы наоборот — вкачивали.

— Есть такая замечательная шутка — русские врывались в аулы, кишлаки и строили больницы, школы и театры. Разве мы не знаем, как поступали с индейцами будущие американцы? Подбрасывали им одеяла, заражённые чумой, заточили в резервации. В Ленинграде был единственный Университет народов севера, где люди из небольших племён могли на своём национальном языке получить высшее образование. Как мог появиться большой русский писатель Юрий Рытхэу?

— Ненец, по-моему...

— Да, а где ещё в мире был аналог? Где ещё в мире есть аналог цыганского театра «Ромэн»? Когда те же немцы отказались в мае приехать на наш праздник — ну и нечего им здесь делать! Цыгане вообще, согласно приказу Гитлера, подлежали истреблению, как и евреи, а в России — цыганский театр.

— То, о чём вы говорите — это всё-таки воздействие православной веры на менталитет, на характер человека.

— Конечно. Милость Божия — это величайшая загадка, ну и пусть остаётся загадкой. Почему у людей прямо мания разгадывать их? Да пусть будут тайны в нашей жизни. Русские приняли Христа, как ни один другой народ на свете. Для меня самого это великая тайна, и от неё моё сердце благоговеет, и я тоже стал как-то сопричастен к этому милостию Божией, потому что тот человек, Фазиль Ирзабеков неправославный — он мне не очень интересен.

Что я не успел сказать отцу Даниилу Сысоеву

 — Василий Давыдович, продолжая тему ислама, скажите, насколько вам была близка или не близка практика ныне покойного отца Даниила Сысоева?

— Тяжёлый вопрос вы задаёте. Вы честно спросили, я вам честно отвечу. Мы должны были с ним встретиться. Он искал встречи со мной, был человек, который нас связывал. А я болел очень сильно, и только поэтому встреча откладывалась, и когда это должно было произойти, случилась такая трагедия. Я потом написал слова о нём. Они напечатаны и в журнале «Живое слово», и в журнале «Переправа». Позже ко мне обратились с просьбой написать аннотацию на книгу матушки Юлии Сысоевой «Бог не проходит мимо», потрясающий роман. И тогда же, уже посмертно, вышел сборник проповедей отца Даниила. Я написал один отзыв на обе эти книги. Вы знаете, этот человек был наделён от Господа харизмой. У нас это слово затаскали, часто даже не понимая, о чём речь.

— Харизма — это дар Божий...

— Да. Я читал Коран, я знаком с ним. Если бы вы знали, какая это сложная для понимания книга! Но он мог воспроизводить любую суру, которую надо было процитировать. Удивительно пламенный миссионер! Отец Даниил просто от рождения наделён этим даром. Но, видите ли... Я крестился в 42 года, можно сказать, что большую часть жизни прожил в этой восточной традиции... Как в искусстве, так и во всём в жизни, часто важно не что, а как. Дело даже не в отце Данииле. Вот я хочу, чтобы кто-то принял мою веру. Независимо от меня есть только один канал — этот человек должен полюбить меня. Но если я оскорбляю вашу веру, если я грубо, жёстко, порой оскорбительно отзываюсь о ваших святынях — это вызывает у вас симпатию ко мне? Меня это как-то всегда смущало... Я собирался ему это сказать при нашей встрече. Причем инициатором выступил он сам. Не случилось — значит, Господь так судил. Я честно вам ответил, хотя, конечно, я благоговею перед его памятью, перед его подвигом, и до сих пор у меня чувство глубокого потрясения и личной оскорблённости от страшного преступления.

— Вы воспринимаете отца Даниила как мученика?

— Наш Патриарх сказал хорошие слова, когда приехал на погребение, если вы помните. Это совпало с днём рождения нашего Патриарха. Святейший сказал, что не случайно так «совпало» — это была политическая акция, наглая, беспрецедентная акция. Нас всё время кто-то хочет испугать. Христианин — как может бояться смерти? Я считаю, что отец Даниил мученически погиб за веру нашу, хочу только добавить, что о такой смерти можно только мечтать, и, в самом высоком смысле этого слова, отцу Даниилу можно только позавидовать.

Украинцы — это наши домашние

— Василий Давыдович, как вы считаете, что сейчас происходит на юге Украины?

— Это война против Русского мира. Киев — мать городов русских. Вы знаете, почему нам это больно? Когда-то, много лет тому назад, я понял, что все ответы на самые трудные вопросы жизни, которые лежат в области нашего святого русского языка, — все эти ответы есть в Евангелии. Я подумал: почему мы так физически трудно переживаем всё то, что происходит на Украине? Христос по этому поводу сказал: «И враги человеку домашние его». Украинцы — это наши домашние.

— Он имел в виду домашних, которые не приняли веру. Дух разделяет людей, близких по плоти.

— Все слова Господа — они настолько многогранны, вы понимаете. В каждой фразе много смысловых пластов. У блаженного Феофилакта Болгарского есть толкование на Евангелие, где он пишет о том, что был поражён какой-то фразой Христа, думал, что всё понятно. Это то, что мне, убогому, так открыто, а там ещё бездна... Они наши домашние, потому что они наши родственники. Мы — одна нация, мы — родня. Ведь в нашей жизни самую большую боль мы от кого получаем? От близких, от детей, от тех, кто с нами разделяет кров. Мы с Украиной одной веры, ещё недавно все мы причащались из одной Чаши.

— А вы не чувствуете здесь какого-то духа соперничества — когда Каин убил Авеля, ведь это ситуация похожая?

— Я как раз хотел об этом сказать. Год назад, когда говорили: «Вот началась гражданская война...», была какая-то конференция, и мне предоставили слово. Я сказал: «Господа! Вы что, забыли? Что значит — началась гражданская война? А вы помните хоть один день, когда бы не было гражданской войны? История человечества началась с гражданской войны, потому что один брат убил другого брата, родного, единоутробного. За что?» Вся история человечества — это непрекращающаяся гражданская война. Просто сейчас эта война подошла к Русскому миру. Нас пытаются задушить. Знаете, в чём их слабость? У них нет понятия воли Божией. Почему мы выиграли в последней войне? Если бы не было бы воли Божией, мы бы не выиграли. Как у Лермонтова: «Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы». Они подсчитывают боеголовки, численность солдат, дальность и скорость полета, а вот понятия воли Божией у этих несчастных людей нет. А мы на это всегда уповаем, и в самые трудные моменты воля Божия нас покрывает, спасает, и слава Богу! Господь и великий русский язык — наша защита.

— А у вас есть какой-то прогноз, что будет дальше?

— Вы меня за пророка принимаете?

— Интересно ваше мнение.

— Я вам скажу поговорку, которую очень любила моя бабушка. Это прямая речь, обращённая Богом к человеку. Бог говорит человеку: «От тебя движение, а от Духа благодать». Ты двинься ко Мне, и Я пошлю тебе благодать. Он же ничего против нашей воли не хочет делать. Вот это «от тебя движение, а от Меня благодать» — это ответ на ваши вопросы. Очень многое зависит от нас самих. Если будем молиться (другого способа общения с Богом нет), всё устроится. Речь наша возникла как молитва. Я когда пришёл к вере, услышал эту фразу: «Высочайшая миссия слова — молитва». Прошло два десятка лет, пока я понял, что это жёсткий факт, потому что когда Бог сотворил человека в раю, он был один. С кем он общался? Только с Богом, а общение с Богом называется молитвой. То есть речь наша возникла вообще, как молитва. Это такой вертикальный вектор. Потом для человека была создана подруга. «Нехорошо человеку быть одному», — говорит Господь. Речь приобретает уже другой вектор — параллельный, человеческое общение. Проходит какое-то время, и человек вступает в диалог с нечистым... возникает третий, увы, трагический вектор, устремлённый в преисподнюю. Итак, всегда, когда мы начинаем говорить, надо видеть этот троичный вектор. Это очень важно — научиться молиться, быть активными христианами, любить друг друга, помогать друг другу, уважать своих правителей, наконец... А не предъявлять претензии каждый день. У меня у самого целый список претензий, начиная от моей замечательной жены и заканчивая руководителями государства. Вот, когда я этот список обращу к самому себе, может быть, что-то изменится. А Господь, я это знаю, может в одно мгновение изменить всё.

Я не имею права быть пессимистом
— Что вас сейчас больше всего огорчает и что радует?

— Меня огорчает, что все храмы открыты, чего не было во времена моей юности, а людей в храмах всё же очень мало, а радует, что там они всё-таки есть!

— Что для вас счастье?

— Оно у меня трёхступенчатое. Первая ступень — это чай с вишнёвым вареньем, вторая — это редактировать и размещать тексты замечательных авторов в журнале «Живое слово», а самое высокое счастье — это говорить о русском языке. Проповедовать русский язык как Евангелие.

— Скажите, насколько важно духовное просветительство для нашей страны, и что для этого власть и Церковь могли бы предпринять?

— Вы знаете, меня пригласили, и я полетел в Комсомольск-на-Амуре, несмотря на нездоровье, на Рождественские чтения пригласил Владыка Николай, но на самом деле проповедовать Христа надо порой внутри Садового кольца в Москве, других крупных городах. Порой встречаешься с проявлениями такой духовной дикости... Такая духовная пустыня порой, вы знаете! Что касается Церкви — ну, Церковь делает всё, что может. Церковь же ничего не может делать насильно. Может быть, всё ещё не так плохо. Много лет ваш покорный слуга трудился в церкви помощником настоятеля. Чаще всего люди приходят со скорбями. Были женщины, которые каждый день приходили в храм во славу Божию. Убирались... прилепились. Я с ними беседовал: скорби, скорби, скорби. Сказано: «Господь хочет всем спастися и в разум истины прийти». Ну почему в радости-то не прийти?!

— А почему нет радости?

— А человек так устроен.

— В Евангелии так много говорится о радости, а мы не радуемся.

— Наверное, поэтому Господь попускает нам и скорби, и войны, и лишения. Почему? Чтобы ещё раз испытать, какое великое счастье кусок хлеба, который порой на улице швыряют. Какое великое счастье — дружба! Мы же почти разучились дружить. Как пел Высоцкий: «И не друг, и не враг, а так». У нас же даже влюблённые называют друг друга партнёрами. Я знаю одну пару, которая несколько лет встречается. Я спрашиваю: «У вас любовь?» Они отвечают: «У нас отношения». Институт международных отношений, понимаете? Мы утратили радость просто от глотка воды, от куска хлеба. Смотришь на небо, и оттуда ничего не летит, ничего не взрывается. Вот когда человек теряет это всё — получается, ему надо напомнить.

— Может быть, поэтому люди юго-востока Украины наиболее благодарные Богу сейчас?

— Они мне пишут письма, и, более того, в «Живом слове» есть автор Ирина Вязовая — один из моих любимых авторов, она и прозаик, и потрясающие стихи пишет, такой одарённый человек с Украины. Почитайте! Она пишет: что, ради всего этого надо было, чтобы война случилась? Чтобы мы вдруг почувствовали, что сосед, друг, ребёнок — оказывается, как это всё драгоценно!

— И жизнь, которая внезапно может прерваться — драгоценна!

— Да, целый день — и нет взрывов! Вспоминаю строчку новостей в Интернете: «Сегодня на Донбассе не было ни одного взрыва». Вы знаете, как я обрадовался! Чтобы мы это почувствовали в своём сытом, ухоженном мире. Посмотрите, храмы когда особо заполняются? В годы войны, в годы бедствий, лишений! Это сейчас могут с умным видом тратить деньги на что угодно: кто-то на похудание, кто-то на косметические процедуры, и могут обсуждать вопрос о том, что свечи в храме дорого стоят (10 рублей). Простите, туалет в Москве стоит 30 рублей на вокзале. А свеча 10 рублей Богу — дорого! Да не нужна Ему твоя свеча. Это тебе надо, чтобы хоть чем-то пожертвовать. Одно дело, ты мороженое купил, а другое... научиться жертвовать. Это для нас нужно. В войну, когда каждая копейка была на счету, храмы заполняются. Мы этого хотим? Почему в радости не прийти? И тогда всё изменится. Преподобный Серафим говорил, удивительный святой: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

— Вы производите впечатление оптимистичного человека. Вы, как ребёнок, радуетесь...

— А я не имею права быть пессимистом. Как православный может не быть оптимистом?! Господь говорит: «Радуйтесь, Я победил мир!» В нашей вере самое часто повторяемое слово — это «радуйтесь»!

— Откройте секрет вашей радости.

— Секрет — Христос!

— Что бы вы пожелали нашим читателям, учитывая, что читатели пожилые, молодые, верующие, неверующие и люди разных стран, религий?

— Знаете, я записал 104 программы на телеканале «Радость моя», и вот каждая программа завершалась словами, которые хочу пожелать и вашим читателям: «Оставайтесь с Богом!», потому что, если Бог за нас, то кто на нас?

Беседу вёл Сергей РОМАНОВ

Газета "Вечный Зов"

http://www.vzov.ru/2015/09-11/01.html

(Окончание. Нач. в №№ 6-8, 2015 г.)

http://www.zhivoe-slovo.ru/ot-pervogo-litsa/intervyu/211-irzabekov-vasilij-davydovich/8472-vsjo-luchshee-my-poznajom-serdtsem.html



Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика