• Регистрация
МультиВход

«Курочка Ряба» как пасхальная притча

Кто из нас не знает сказку про Курочку Рябу? В раннем детстве нам рассказала её мама, она услышала её от нашей бабушки, а бабушка, в свою очередь, от прабабушки, та от прапрабабушки, и кажется, что число этих «пра» может быть как угодно велико, ведь мы представляем, что сказка про курочку, снёсшую золотое яичко, существует вечно.

Между тем, широкой русской публике она стала известна лишь с тридцатых годов XIX века, когда вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского». Казак Луганский - псевдонимом Владимира Ивановича Даля, родиной которого было местечко Лугань, вскоре выросшее в промышленный город. Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» записал также массу пословиц и поговорок, собирал народные сказки, многие из которых отдал обрабатывать Александру Николаевичу Афанасьеву. Но «Курочку Рябу» мы знаем в записи самого Владимира Ивановича.

Сказка эта обладает странной особенностью: она запоминается сразу, и её невозможно забыть. Но хотя мы впитали её чуть ли не с молоком матери, понимаем ли мы её? Как мы ответим на вопрос маленькой девочки: «Почему дед и баба плачут, ведь они сами сначала били-били - не разбили золотое яйцо, а мышка им вроде как помогла и разбила?» Действительно, почему?

А можно задать и другой вопрос: почему мышкин хвостик оказался сильнее натруженных рук деда и бабы? И вообще, зачем им понадобилось разбивать золотое яйцо? Знаменитый ювелир Фаберже счел бы это непростительной глупостью. Словом, не сказка, а сплошные загадки. Да и сказка ли это?

Разгадать её стремились многие. Над золотым яичком Курочки Рябы бились философы, филологи, специалисты по мифологии. Яйцо – это вечный мифологический образ. Древние египтяне считали, что яйцо – модель земли: желток – сама наша планета, белок - атмосфера. Скорлупа – панцирь, в котором похоронен мир. А чтобы мир состоялся, нужно этот панцирь разбить. К мотиву Мирового Яйца возводит сюжет сказки о Курочке Рябе и основоположник «теории основного мифа» доктор философских наук Владимир Николаевич Топорков (1928-2005). По мнению профессора Людмилы Григорьевны Мощенской, «Курочка Ряба»   содержит в себе модель мира, разделённого на верхний, средний и нижний. При этом средний мир (Землю) воплощают Дед, Баба и курочка Ряба, нижний мир (преисподнюю) — Мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Сюжет, по её мнению, можно рассматривать двояко: в положительном, созидательном ключе (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном. Скажите, вас устраивает объяснение, которое можно толковать так, а можно совершенно противоположным образом? Нашим детям и внукам оно что-нибудь скажет? А детки любят эту сказку… Бессознательно. Они восприимчивы к Истине, минуя логику. Малыши далеки от декартовского «Я мыслю – значит, я существую» и не утратили до конца непосредственный контакт с горним миром. «У них родничок ещё не зарос», - объясняет, казалось бы, иррациональную любовь русских детей к «Курочке Рябе» Василий Давыдович Ирзабеков, филолог, не мыслящий русский язык, русский фольклор и русскую литературу в целом в отрыве от Евангелия:

- Яйцо – это самый интересный продукт на свете, - утверждает Василий Давыдович. – Язык даже не поворачивается назвать его продуктом. Сыр – продукт, чай – продукт, яблоко - продукт. А яйцо – тайна и тайна великая. Изнутри оно всегда новая жизнь. Скорлупа - гроб, в котором похоронена живая жизнь. Но если вмешаться в него снаружи – тогда смерть. А если сама живая жизнь разломает скорлупу изнутри?.. Сначала в сказке золотое яйцо. Золото – цвет Бога, цвет Царства Небесного. Химики говорят, что золото – инертный металл, поэтому оно издавна служило символом вечности, в христианстве золото - символ вечной жизни. Дед и Баба – две половины человечества, пришедшие в пору зрелости, когда уже нельзя не думать о вечной жизни. Они не бьют яйцо. Они бьются над разгадкой вечной жизни. Но до прихода в мир Спасителя они не могут в неё проникнуть - перед ними твердая скорлупа, а они хотят жить вечно, как и каждый из нас. Если всё заканчивается смертью, пустотой, тогда вообще всё бессмыслица. И вот появляется этот персонаж – Мышка.

- Мышка, - утверждает Василий Давыдович, - это образ нечистого. Обратим внимание: мышь всегда стремится к зерну. Если больная мышь проникала в амбар, крестьянин зерно сжигал. Он голодал, ел солому с крыши, как-то выходил из положения…

О том, как крестьянин выходил в таком случае из положения рассказал Гавриил Романович Державин. Будучи губернатором Олонецкой губернии в «Поденной записке» он описывает, как пекли хлеб из соломы: «Берут и рубят намелко концы колосьев и солому, сушат, толкут и мелют, присыпают муки и приготовляют хлебы». Итак, без зерна мужик на крайний случай мог обойтись. Но проследим дальше ход рассуждений Ирзабекова.

- Без зерна чего не будет: Литургии не будет, проскомидии не будет. Мышь появляется, когда все добрые люди спят. В ночи тати приходят. Обратите внимание на такую вещь: русская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», панически боится мышей. Я спрашивал свою жену: «Это боязнь или что-то другое?» «Нет, - отвечает. – Это не боязнь, а брезгливость». Русский человек фашиста не боится, медведя не боится, а мыши боится. Это генетически заложено в русских. Ведь другие народы крыс и мышей едят…

Учёный нисколько не преувеличивает. Жареные или тушёные крысы - одно из популярных блюд Юго-Восточной Азии с древнейших времён. А в США есть даже специальная компания Gourmet Rodent («Деликатесный грызун»), поставляющая американским гурманам тушки крыс и мышей. Пользователи Интернета, при желании, могут зайти на сайт этой компании…

- Почему в сказке золотое яичко разбивает даже не сама мышь, а ее хвост? – задаёт вопрос Василий Давыдович. - Знаете, мне помог ответить на него преподобный Серафим Саровский. Святой не понаслышке знал о бесах, и он сказал, если Бог попустит, самый малый бесенок из всех бесенят одним когтем может землю перевернуть. И хвост мышки – это коготок того бесенка. И вот золотое яйцо разбито, разбита надежда на вечную жизнь, потому и плачут Дед и Баба, две половины рода человеческого. Пол ведь – это половина замысла Божия о человеке, а дед и баба вместе – его полнота. И как Курочка их утешает: «Я, - говорит, - дам вам, людям, новое яичко: не золотое, а простое». А что такое простое яичко? В нем простая жизнь - Христос, который не в золоте пришел, не в блеске славы, а в зраке раба. И победил смерть. Восстал из гроба. И Дед с Бабой получают утешение, надежду на жизнь вечную. Думаю, что таков смысл сказки «Курочка Ряба», которая по существу представляет собой пасхальную притчу. У нас за 70 лет традиция была утрачена, и сейчас к Пасхе печатают открытки дореволюционные. На этих пасхальных открытках – разломанное яйцо, а из него выходит цыплёнок. Цыплёнок очень похож на ангела: он золотистый, абсолютно чистый, у него крылышки. Он разбил скорлупу яйца изнутри. Цыплёнок, выходящий из гроба – это символ, своеобразная иллюстрация пасхального тропаря: «Смертию смерть поправ». Всё русское – это всегда о Евангелии. И сказка «Курочка Ряба» тоже.

 

                                                                                             

Беседовал Владимир Смык

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика