• Регистрация
МультиВход

Проповедь Шекспира

На премьеру «Короля Лира» в воронежский театр кукол прибыли не только завзятые театралы города, но и учителя из сельских школ, поклонники Шекспира из Курска, Белгорода… Ничего удивительного – большинство из нас едины в стремлении к подлинному искусству.

«Пароходам современности» во все века мешал Шекспир, как в России не удельным «преобразователям» мешал Пушкин. Отсюда: и клевета на них, и переосмысление их наследия страдающими от избытка ума – «я так вижу». Да и вообще – «а был ли Шекспир?» Если даже был, то и совсем уж не такой великий, каким вы его представляете – сам гениальный Лев Толстой развенчал «миф» о талантливости «безграмотного» во всех отношениях драматурга, пьесы которого убого мыслящее человечество созерцает во всех театрах мира… К сожалению, Лев Николаевич скандально прославился и тем, что попытался своим учением заменить учение Христа.

Театр кукол в Воронеже явление уникальное, созданное выдающимся режиссёром Валерием Вольховским. Важно то, что после ухода в мир иной режиссёра, на которого ровнялись многие театры кукол не только России, но и других государств, коллектив сумел не сдать завоёванные вершины мастерства. Театр кукол явление сложное – сродни балету. Если хоть малейшая фальшь – гибнет гармония, которая держит в единстве куклу, актёра, музыку, замысел режиссёра. Куклы должны двигаться лучше, интереснее и своеобразнее живых людей – в движении образ, характер…

Более двух часов в переполненном зале шёл спектакль, поставленный режиссёром Валентином Козловским. Первое, чем был захвачен зритель и включён в тревогу и тайну бытия – музыкой, специально по такому случаю написанной композитором Александром Балаяном. Она будто вышла из прошлого, прошла века и повела за собой нашего современника.

В музыку и библейскую философию духа Шекспира режиссёр с актёрами вживались более двух месяцев – просто читали текст и обсуждали прочитанное. Сам Козловский просмотрел записи семнадцати спектаклей и фильмов, наиболее удачно созданных по пьесе выдающегося англичанина. В итоге – на сцене Шекспир традиционный и непохожий на других. Почти нет отступлений от непростого в образности и философском отношении текста. Но акценты расставлены так, что всё «читается» на одном дыхании. Зритель увидел и понял то, в чём бы, если бы при прочтении остался с текстом один на один, вряд так разобрался.

Правитель отвечает за воспитание нравственности, духовности своих подданных. Этот вывод, впрочем, как и другие не навязывается – тебя сумели заставить в мгновения прожить чужие жизни, чужую эпоху и понять свою греховность. Даже если ты не король, но чем они, земные властелины, отличаются от тебя, а ты – от них?

Это же моё нынешнее горе – непонимание меня моими детьми. Оглянись – вокруг сонм страдающих рядом с тобой. Королями над падшим человечеством страсть, нажива, предательство. Король – он же равен Богу! При деньгах, при власти! И он, стареющий, но вечно могущественный, властен щедро одарить своих дочерей – поделить меж ними своё королевство. Обделённой оставляет третью дочь, не обученной тонкостям лести. Прямолинейна и честна…

Неблагодарное дело – пересказывать Шекспира. У него в одной пьесе столько линий – другим драматургам на несколько бы захватывающих и зрелищных постановок хватило. Умопомрачительная история графа Глостера с интригами между сыном законным и побочным. Грех далёкой молодости оборачивается трагедией государства. С любви, с взаимоотношения мужчины и женщины начинаются или предательство, или верность Отчизне. У короля Лира родные дочери по плоти, но духом – давно они не его. Замужество не по любви, а по расчету, кажется, можно легко заменить на любовь настоящую, пленить того, к кому не равнодушна. Но теперь черёд другого рассчитывать не на любовь, а на твои деньги и власть…

Падение всех. Всеобщая трагедия. Выше короля и благороднее его шут, не оставивший господина в беде, младшая дочь, защищая честь отца, спасает и Англию. Только перед заточением в темницу обретает король прозрение и… счастье, успокаивая некогда отвергнутую дочь:

«Мы в каменной тюрьме переживём все лживые ученья, всех великих мира, все смены их, прилив их и отлив… Пойдем скорей в тюрьму: Мы будем петь там, словно птицы в клетке. Благословенья спросишь - на коленях прощенья попрошу. Мы будем жить, молиться… Поймем тогда мы тайну всех вещей, как Божьи соглядатаи. Снесем в тюрьме интриги сильных, что влекутся то вверх, то вниз луною…»

…В тексте и подтексте постоянное присутствие библейского духа. Ощущение – ты не в привычном театре игры и условностей, а на своеобразной проповеди. Как много говорящего здесь того, что безмолвствует. Надо видеть образы, созданные художником-постановщиком лауреатом Государственной премии России Еленой Луценко. Маски-характеры, оживляемые талантом и духовным проникновением артистов Михаила Мальцева, Любови Марчук, Елены Киселёвой, Михаила Каданина, Евгениея Шавкунова, Владислава Ефанова, Юлии Скворцовой, Дарьи Волковой…

Козловским введён бессловесный персонаж, который вертит колесо Фортуны, делает тяжкую работу, первым идёт на войну – осёл. То ли это олицетворение народа, то ли толпы… Возможно, это я или любой из нас, в данный момент позволяющий использовать себя в целях, далеко не красящих меня, должного достойно носить звание человека…

Вострубят трубы не раз и не два. Трубы всеобщего духовного апокалипсиса? Кому за это отвечать? Не ослу же.

…Летние каникулы. Премьера даёт достаточно времени для осмысливания и возможности побывавшим на ней учителям подготовить своих учащихся к приезду в Воронеж. На встречу с Шекспиром.

Театр кукол не выезжает на гастроли по сельским клубам и домам культуры. Руководство считает, что встреча с настоящим искусством должна происходить в особой атмосфере, формировавшейся десятилетиями… О любви к такому театру говорил Гоголь, так же в своём творчестве шедший от «Библии» и ведший к ней своего читателя.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика