• Регистрация
МультиВход

Поэзия, пронизанная светом любви к Богу и людям

Когда я первый раз читал стихи отца Алексия, то невольно подумал: «А ведь о вере христианской лучше всего и доходчивей говорить через поэзию».

Псалмы Давида, исторгнутые из его восторженной и страдающей души более 3000 лет назад, до сего дня волнуют человечество. Василий Великий, защищавший догматические истины от еретических воззрений в IV веке от Рождества Христо¬ва, выбрал стихотворную форму. Преподобный Иоанн Дамаскин большую часть своих трудов писал ямбом и акростихом.
Вот и священник Алексий Зайцев своими стихами «стучится» в умы и души людей. Ма-ло ли сейчас стихотворцев, умеющих рифмовать слова «молиться – поклониться», «верить – мерить», «любить – служить» и тому подобное. Но задушевно-лиричная и глубинно-философская поэзия отца Алексия трогает душу не только стройностью рифмованных строк, но и созвучием с вечными вопросами человеческого бытия.
Однажды ты покинешь этот мир, 
Такой родной, такой во всем знакомый,
И в путь иной, таинственный и новый,
Отправишься, – хоть ты и не просил.

И то, что здесь за много лет скопил, 
Оставишь вдруг, безудержно влекóмый, –
Лишен судьбой заветных дел и дома,
Тепла людей, которых так любил...
Сразу вспоминаются бессмертные строки стихир преподобного Иоанна Дамаскина: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижу во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту...».
Поэзия отца Алексия не замыкается на церковно-канонических темах, таких стихов у него немного. Более того, ему удается сказать о Боге, даже не произнося Его священного имени:
... Так учит нас весна не унывать, 
Оставить в прошлом ветхие стремленья,
Спешить туда, где свежесть обновленья, – 
Туда, где жизни лучшей благодать.
Вообще его цикл о четырех временах года являет со¬бой удивительный образчик притче-вой формы поэзии:
Зима нас учит: чем трудней нести 
Тебе свой крест (когда надежды мало),
Чем резче боль и глубже скорби жало, – 
Тем ближе Бог, желающий спасти.
Поэзия отца Алексия пронизана светом любви к Богу и людям. Зная греховную человеческую природу не понаслышке, а как человек, прослуживший у Престола Божия более тридцати лет, скажу: писатель, говорящий о святом, еще не свят. Но знаю и другое: если писатель говорит о святом, значит, оно ему дорого, значит, он к этому стремится. И вот что, пожалуй, является главной духовной составляющей поэтического дара отца Алексия. Его поэзия – это стремление от суетного к вечному, от лжи к правде, от тьмы к свету, от безверия к Богу. Я уверен, что читающий эти стихи будет невольно увлечен стремлением задуматься о себе самом, о смысле своего бытия, как об этом уже задумался поэт:
Пока душа полна Тобой,
Пока в ней свет любви струится, –
Житейской мелкой суетой
Она не жаждет насладиться.
Как священник, автор сборника видит в этом мире то, что скрыто от неискушенного взгляда человека, далекого от Церкви. Дьявол навязывает миру то, что отверг Христос на горе искушений. Народ, лишенный истинной веры, не видит высокого предназначения человека и требует лишь хлеба и зрелищ (точно так же, как и две тысячи лет назад). Именно об этом говорит поэзия Алексия Зайцева и предостерегает от сетей лукавого:
Без Бога нас в обман ввести несложно, 
Лишь намекни: «Возьми от жизни всё»,
А дьявол сеть накинет осторожно, 
И, надругавшись, заберет свое...
Увы, в нашем государстве до сих пор не полностью преодолены жесткие ограничения свободы воли, присущие социализму, и, вместе с тем, не изжита тоска по вседозволенности 90-х годов. Патриотизм и по сей день пытаются смешать с экстремизмом. Любить Родину в современной либерально-просвещенной среде «не модно». В этих условиях поэзия отца Алексия обращается к простым людям, в душах которых не померк образ Божий. Как всякий православный человек, отец Алексий не скрывает патриотических чувств. Его любовь к Отечеству естественно начинается с любви к малой родине –Челябинску.
Многие авторы умело воспевают первозданные уголки природы, еще не тронутые безжалостной техногенной цивилизацией. К счастью, таковые еще остались и на Южном Урале. Найти для них красивые слова и проникновенные чувства не представляет большого труда. А вот отец Алексий лаконично и точно описывает свой, пусть задымленный, но родной Челябинск. Он не идеализирует город, любит его таким, каков он есть:
Где-то вымощен, где-то ухабист, 
Каждой улицей с детства знаком, –
Здесь стоит мой любимый Челябинск,
 Мой родимый, желанный мой дом.
Истинный природный патриотизм русского человека отличается тем, что мы любим свое Отечество не за что-то, а вопреки всему. Любим потому, что Оно нам родное и близкое, со всеми своими достоинствами и недостатками.
В стихотворении «Люблю тебя, моя Россия» отец Алексий показывает неотделимость своей Родины от Православной веры. В своей поэзии батюшка призывает человека направить земные пути и помыслы к Небу, как истинному своему Отечеству. Ведь Неба невозможно достичь, если не пройти достойно и праведно свой жизненный путь. А этот путь лежит в пределах нашего земного Отечества. Святой митрополит Московский Филарет (Дроздов) более 150 лет назад говорил: «Недостойный гражданин царства земного и Небесного недостоин». Надо помнить, что за нами по земным путям, проложенным нашими делами и свершениями, пойдут наши потомки. А потому нам не безразлично духовное состояние будущих поколений.
Люблю тебя, моя Россия, 
И буду пред Творцом молить,
Чтоб поколения иные 
Тебя такой... смогли любить! 
Сохранение Православной веры в России есть первостепенная задача любого истинного патриота. Отец Алексий Зайцев достойно решает эту задачу, не только служа у Престола Божия в храме, но и пробуждая сознание людей своими стихами, врачующими души и просветляющими сознание к вере в Бога.
Это первый сборник стихов отца Алексия Зайцева, и я убежден, что не последний. Уверен, что читатели по достоинству оценят пронизанные светом любви стихи священника, гражданина и поэта.


Протоиерей Николай Агафонов,
член Союза писателей России

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика