• Регистрация
МультиВход

Православная техника чтения избавляет от заикания

У меня есть знакомый, страдающий заиканием, однако это не мешает ему петь на клиросе и прислуживать в алтаре. Причем, несмотря на частые запинки в повседневной жизни, он уверенно и чисто читает по церковно-славянски. Более того, его родственники говорили, что после чтения в храме он начинает лучше говорить и дома. Парадокс: человек свободно читает по богослужебной книге, а дома не может говорить без запинок.  Он пытался излечиться от этого недуга, ездил даже к какому-то старцу – на малое время заикание отступило, но после пережитого стресса опять вернулось.

Или еще наблюдение. Молодой священник поначалу тушевался во время публичных выступлений и всячески их избегал, говоря, что он «не речист»… Однако спустя время батюшка освоился: перед аудиторией он стал говорить с той же интонацией и в том же ритме, как за богослужением. И его речь красиво и свободно потекла – теперь он с большой радостью ходит по разным  учреждениям и проповедует с большим успехом…

А вот, каким наблюдением поделился со мной приятель, имевший склонность к заиканию в стрессовой ситуации. Его пригласили быть крестным, однако он испытывал страх по поводу того, что у него не получится гладко произнести весь «Символ веры». Во время таинства крещения он сильно переживал и молился Богу, чтобы у него получилось без запинки прочитать текст, так как таинство снимали на видео, и он не хотел испортить такое торжественное событие. И вот, когда пришло время читать, он уже находился  в состоянии паники. Вдруг ему в голову пришла спасительная мысль: прочитать текст нараспев так,  как это делал священник, крестивший малыша. Он стал подражать «профессиональной» манере батюшки, пропевая (протягивая) каждый слог «Символа Веры», и, к собственному удивлению, прочитал все без единой запинки. Его радости не было предела. Правда, когда дочитал до конца,  то поймал на себе удивленный взгляд священника…

Читатель, наверное, уже догадывается, к чему я клоню: в православной традиционной технике произнесения текстов, а также в соблюдении святоотечеких принципов совершения молитвы содержится ключ к преодолению заикания.

Мы к этому вернемся чуть позже, а пока…

… поговорим о заикании.

По роду своей деятельности мне приходилось встречаться со многими врачами, в том числе и титулованными, которые специализировались на лечении логоневроза (заикания). К слову сказать, кто этим только не занимается: и психиатры, и психотерапевты, и логопеды, и иглорефлексотерапевты, и народные целители, – а результат, как правило, у всех один – отрицательный. Вообще лечить заикающегося – дело неблагодарное: часто случаются рецидивы из-за малейшего стресса. Как говорят специалисты, стоит «излеченному» пациенту понервничать и всё – заикание возвращается на круги своя.  Возможно, поэтому заикание даже считается неизлечимой болезнью, и это-то в 21 веке!

Заикание – весьма специфический недуг: он может усиливаться при одних обстоятельствах и ослабевать при других. Можно привести массу примеров, когда заикающиеся в повседневной жизни актеры на сцене говорят безо всяких запинок. Вот лишь один из них: мало кто знает, что актриса Фаина Раневская заикалась, однако на сцене этот дефект речи чудным образом пропадал. Заикался и народный артист СССР, мастер художественного рассказа, телеведущий Ираклий Андроников. Правда, он был хорошим пародистом-имитатором и в момент выступлений говорил голосами известных людей, которые не заикались. В результате, он и сам переставал запинаться… К тому же многие люди, страдающие логоневрозом, перестают заикаться во время пения или декламации стихов. Также общеизвестно: если заикающийся спокоен, то его речь значительно улучшается. А во время речи с самим собой спазматические задержки могут полностью отсутствовать даже у тех, кто страдает тяжелыми формами заикания.

 

Заикание - патологический речевой навык

 

Заикание – устойчивое патологическое состояние (УПС), то есть, по сути, патологический речевой навык. Следовательно, чтобы избавиться от заикания человеку нужно выработать у себя новый естественный навык бесспазматической речи. Поэтому прежде всего методика избавления от заикания должна быть учебной, а не лечебной, так как не сформировавшийся правильный речевой навык невозможно компенсировать никакими лечебными средствами (включая медикаментозные). Заикающегося нужно просто научить говорить правильно, то есть дать ему модель речи, «шаблон», по которому он мог бы строить свою устную речь, тогда у него исчезнут спазмы речевых мышц. Более того, такой метод избавления от логоневроза пробуждает в людях сознательное и ответственное  отношение к речи: заикающийся из «подопытной мышки» превращается в «терапевта», который, с Божьей помощью, сам делает свою речь.  В чем же суть этого метода?

Есть такой народный способ избавления от заикания: по несколько часов в день учиться писать каллиграфическим почерком, то есть стараться медленно  и последовательно выводить каждую буковку. Считается, что это упражнение по чистописанию полностью восстанавливает речь как у взрослых, так и у детей. Есть и объяснение этому феномену: во-первых, кисть руки связана с речевым центром в мозге, во-вторых, это упражнение успокаивает нервы, а в-третьих, опосредованно учит человека последовательно произносить звук за звуком, слог за слогом, слово за словом. Ведь заикающийся бессознательно старается произнести сразу все слово, а то и предложение, да еще в быстром темпе, что неминуемо приводит к спазму речевых мышц. Как пишет в своей книге профессор кафедры логопедии МГОПУ (г. Москва) Л.З. Арутюнян, «равнометричная послоговая речь сама по себе оказывает дестабилизирующее воздействие на УПС... Чрезвычайно полезно для заикающихся: вернувшись к слогу, они как бы заново начинают ощущать относительную независимость и целостность минимальной единицы речи. Такое упрощение помогает пациентам выработать аналитический подход к речи, создает представление о ней, как о повторяющемся упорядоченном цикле, и служит в дальнейшем для выработки устойчивого алгоритма естественной бессудорожной речи» (http://www.pedlib.ru/Books/2/0371/2_0371-2.shtml) .

А теперь вспомним, как читаются слова по церковно-славянски: равнометрично по слогам,  растягивая гласные звуки. Если таким образом читать медленно и последовательно, то звукопроизношение будет свободным даже у страдающих логоневрозом.

Низкий голос как «противоядие» от заикания

 

Есть еще важный момент: заикающиеся, как правило, говорят высоким голосом, так как их голосовые связки перенапряжены. Здесь можно провести аналогию между голосовой связкой и струной.  Когда голосовые связки имеют повышенный тонус, то они подобны перетянутым струнам, звучащим неестественно высоко. Поэтому заикающемуся нужно стараться говорить более низким голосом, чем обычно. Это будет способствовать расслаблению голосовых связок. По мнению профессора И.А. Сикорского, высказанному в конце 19 века, именно медленная монотонная речь, произносимая низким однообразным тоном, имеет в себе большую предохранительную силу против заикания.

Этот феномен обнаружил и кандидат медицинских наук, врач-невропатолог, директор НИЦ Биокибернетики Андрей Блудов: «Как показала практика и наши наблюдения, вы не услышите среди заикающихся мужчин бас или приятный мужской баритон. Заикающиеся люди говорят, по сути, не своим голосом — более высоким, чем им предназначила природа». (www.dictor.ru). Более того, понижение высоты голоса автоматически приводит к замедлению темпа речи, что тоже является «противоядием» от заикания. Поясню примером. Человек с нормальной речью думает лишь о том, что сказать, а заикающийся в момент речи еще фиксирует свое внимание на мыслях о всевозможных страхах, о сложности звуков и слов, о том как их избежать, о своей беспомощности и т.д. В результате, у него в голове возникает мысленный хаос, человек начинает паниковать и стремится быстрее говорить (забывая о том, что все произносится последовательно), разумеется, такое противоестественное речевое поведение и приводит к заиканию (речевому спазму).

Вот еще один штрих «к портрету» логоневроза: «Заикание – это процесс, который определенным образом «запускается», - пишет профессор Л.З. Арутюнян. -  По нашему мнению, существует ритуал «включения» заикания. Заикающиеся, как правило, начинают «заикаться» задолго до начала речи, например, в ожидании вопроса. Участвуя в беседе, они «заикаются», даже когда молчат. Уже в это время можно заметить заученный «взгляд заикания», напряжение мышц, особенно мышц артикуляторов и т.п. Всё это автоматически, по ассоциации включают программу заикания. Поэтому принципиально важной задачей становится заменить ритуал включения заикания ритуалом включения нормальной речи, т.е. сформировать психологическую и физиологическую готовность к ней».

Как же преодолеть страх речи?

 

Во-первых, конечно же, об этом надо помолиться. Вообще, тот, кто хочет сохранять душевный мир, в том числе и во время речи, должен возжелать стать духовным (в православном понимании) и смиренным. «Неврастения», «нервность» и т. п., мне кажется, -  просто виды греха и именно греха гордости, - писал священник Александр Ельчанинов. - Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого. И обратно — почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости, ненависти к людям, крайней чувствительности ко всему личному?» Считается, что духовные причины заикания часто заключаются  в развитой гордости, тщеславии, своеволии.

А во-вторых, необходимо применить к своей речи рекомендации святых отцов относительно молитвы. Они учили произносить ее крайне неспешно, заключая при этом все внимание в каждое слово молитвы. Если же они отвлекались, то усилием воли снова возвращали свои мысли к тому слову, на котором их внимание рассеялось. То есть посторонние мысли нужно игнорировать, не обращать на них внимания. Иначе говоря, чтобы выработать навык естественной речи, заикающийся  должен упорно игнорировать мысли, связанные со страхами (получится – не получится, «сложный» звук - несложный и т.д.), а сконцентрироваться на методично-последовательном послоговом произнесении слов с акцентом на гласный звук. Например, слово «спасение» нужно произносить не с акцентом на согласный «С-сссссспасение», а разбивая на слоги: «спА- сЕ- нИе». А можно поступить проще: внимательно послушайте, как произносит чтец в храме псалмы или «часы», и просто скопируйте его манеру проговаривания богослужебных текстов. Этот принцип звукопроизношения можно взять за модель, эталон, по которому следует выстраивать свою речь, особенно в стрессовых ситуациях, тогда от речевых спазмов не останется и следа.

Итак, обобщим технику естественной (бесспазматической) речи:

  1. Говорить только на выдохе (однако вдыхать нужно спокойно и неглубоко, ибо глубокое дыхание повышает тон голоса).
  2. Понизить тон голоса. (Попробуйте говорить «диаконским» басом).
  3. Говорить медленно. (Как известно, «поспешишь – людей насмешишь»).
  4. Не обращать внимания на патологические, негативные мысли. Нужно по-армейски четко выполнять поставленную речевую задачу: все внимание перенести только на последовательное (звук за звуком, слог за слогом), послоговое произнесение слов с акцентом на гласный звук. Проще говоря, звукопроизношение должно быть сознательным, тогда страх речи рассеивается сам собой.

Восстановление правильного речевого навыка – это творческий процесс: поиграйте своим голосом, найдите ту зону комфорта, тот диапазон, в котором вам удобно говорить, а затем продолжайте таким образом разговаривать, нарабатывая здоровый навык, и положительные результаты не заставят себя долго ждать. Все должно быть естественно и просто. «Где просто, там ангелов со сто». Ценно то, что исполнение этих принципов сразу же избавляет от запинок, как говорится, здесь и сейчас. Разумеется, что для выработки устойчивого навыка «здоровой речи» требуется время, но результат (речь свободно потекла) заикающийся почувствует сразу. Однако если он перестанет выполнять приведенные выше рекомендации, то запинки могут вернуться, то есть стоит помнить о том, что сам процесс говорения должен быть осознанным.

 

Здесь можно провести параллель с боевыми искусствами, которые учат тому, что все движения должны быть осознанными. Более того, все единоборства основаны на том, чтобы посредством тех или иных приемов привести противника в неудобное для него положение. С помощью этих речевых приемов можно создать «неудобное положение» для заикания, то есть сделать так, что говорить станет легко, удобно и приятно. А значит, человек поймет: и во время речи можно оставаться спокойным.

А.Сигутин

Комментарий священника Виталия Шатохина, выпускника МДА, преподавателя Калужской духовной семинарии:

- Действительно, богослужебные тексты читаются на одной ноте с небольшим повышением голоса на 1-2 тона, без интонации, не допуская эмоциональных всплесков, то есть стараясь отойти от эмоционально-чувственной сферы. Все святые учили: «Ум должен быть погружен в слова молитвы». Монотонное (то есть на одном тоне) чтение позволяет сосредоточиться на словах молитвы. При этом чтец выбирает для себя удобный по звуковысотности тон. Например, начинаем тянуть звук «а-а-а-а-а…», а затем плавно переходим к чтению на этом же, удобном для себя тоне. Голос как бы сам ведет чтеца, который читает, словно в непрерывном звуковом потоке. Повторюсь, это позволяет отвлечься от интонационной сферы и погрузиться в глубокие слова молитвы, а для этого требуется неспешность. Без этого останешься ни с чем: будет форма без содержания.

- То есть берете одну ноту и четко ей следуете, да?

- Немножко вверх, немножко вниз уходить допустимо…

Да, думаю, монотонное чтение может помочь преодолению заикания. А по поводу низкого или высокого тона прочтения молитв в церковной практике нет таких предписаний. Единственное, что, например, для диакона необходимо, чтобы его голос звучал естественно. Когда голос звучит напряженно, и кто-то выжимает из себя очень громкий звук – слушать это неприятно. Чем естественнее голос, тем лучше он воспринимается. Если диакон поет напряженно, то слушатель тоже внутренне напрягается. Поэтому звучание голоса должно быть естественным. Каждый должен для себя найти этот естественный тон, чтобы без усилий, свободно извлекать звук.

Могу посоветовать: перед началом работы над речью привести себя в порядок – успокоиться, сосредоточиться, достигнуть внутренней тишины. Об этом хорошо написано в самом начале утреннего правила в «Молитвослове». А затем можно включать аудиозапись чтения православных молитв и произносить слова вместе со чтецом, имея перед глазами текст. 

Комментарии (1)
О заикании
118.01.2013 14:30
Статья - бесценная. Глубокая благодарность автору. Тамара Малеевская.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика