• Регистрация
МультиВход

Русский язык о семье как малой церкви

(доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях. Московский Дом Учителя, 2011 г.)

Всечестные отцы!

Дорогие братья и сёстры!

Тема моего доклада обозначена как «Русский язык о семье как малой Церкви». Хотелось бы понять, что современное бедственное состояние семьи случилось не на пустом месте. Вот весьма любопытный документ, датированный 1 января 1918-го года. Это «Декрет Саратовского Губернского совета народных комиссаров». Послушайте, что здесь написано: «Об отмене частного владения женщинами». И такая преамбула: «Законный брак, имеющий место до последнего времени, несомненно, являлся продуктом того социального неравенства, которое должно быть с корнем вырвано в советской республике. До сих пор законные браки служили серьезным оружием в руках буржуев в борьбе с пролетариатом. Благодаря только им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев-империалистов и такою собственностью не могли не быть нарушены правила продолжения человеческого рода. Поэтому Саратовских совет народных комиссаров с одобрения исполкома постановил (это чудовищно, никакой голливудский триллер с этим не может сравниться. авт.):

  1. 1.С 1 января 1918 года отменяется право постоянного владения женщинами, достигшими 17 лет и до 30 лет. Примечание: возраст женщины определяется метрическим свидетельством, а если нет документа, то свидетельством знакомых.
  2. 2.Действие документа не распространяется на замужних женщин, имеющих пятерых и более детей.
  3. 3.За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право внеочередного пользования своей женой. (Вы знаете, Гоголь был прав абсолютно, у нас в России, что ни смех, то сквозь слезы. Но это кровавые слезы. Авт.).
  4. 4.Все женщины, которые подходят под настоящий декрет, изымаются из частного постоянного владения и объявляются достоянием всего трудового народа.
  5. 5.Распределение заведованием женщин предоставляется, (конечно же, Авт.), совету народных депутатов.
  6. 6.Граждане мущины имеют право пользоваться (причем меня потрясло то, что слово мужчина написано через букву «щ». Авт.) женщиной не чаще четырех раз в неделю и не более трех часов при соблюдении условий, изложенных ниже.
  7. 7.Каждый член трудового народа обязан отчислять от своего заработка 2% в Фонд    народного поколения. (Как красиво названо: «Фонд народного поколения»,

     и ты туда отчисляешь 2%! Авт.).

8. Каждый мужчина, желающий воспользоваться экземпляром народного достояния, должен представить от рабоче-заводского комитета или профкома удостоверение о своей принадлежности к трудовому классу.

9.  Не принадлежащие к трудовому классу мущины приобретают право пользования отчужденными женщинами путем ежемесячного взноса, указанного в параграфе, в размере 1000 рублей.

10.  Все женщины, объявленные настоящим декретом народным достоянием, получат из фонда народного накопления вспомоществование в размере 280 рублей в месяц.

11. Женщины забеременевшие освобождаются от своих прямых обязанностей и государственных. В течение четырех месяцев (три до и один месяц после родов) (Это потрясающе страшный документ! Авт.) рожденные младенцы (ублюдочные абсолютно дети. Вот, говорят, зверства были в 37-38-ые годы, посчитайте, сколько им к тому времени исполнилось, если документ датирован 1918-ым. Так эти зверства наверняка творили те самые, из «народного фонда» дети! Авт.) по истечении месяца отдаются в приют «Народные ясли», где воспитываются и получают образование до 17-летнего возраста. При рождении двойни родительнице полагается награда в 200 рублей».

И это начало 18-го года. Только образовалось новое государство, казалось бы, столько проблем: и разруха, и на фронте, и на транспорте. Ведь не было никакой разрухи до революции, но она мгновенно возникает. Казалось бы, надо заниматься насущными проблемами, хлебом, народ голодает, идет война на два фронта, ещё не заключен Брестский мир. Нет, они сразу берутся за семью.

Член советского правительства женщина Александра Коллонтай, о ней знают даже те, кто плохо знаком со своей историей, если смотрели фильм «Посол Советского Союза». Там такой благородный образ этой женщины выведен. Она разъезжает по стране, очень любит выступать в молодежных, рабочих, крестьянских, солдатских аудиторий. И всюду проповедует авторскую теорию «глотка воды». Что здесь важно? Каждый, наверное, может немного сходить с ума, но когда это говорит член правительства - это позиция государства. Совершенно легально Александра Михайловна Коллонтай говорит о том, что, дескать, зачем выстраивать так много нравственных барьеров вокруг полового чувства как такового? Она утверждает, вот когда вы, к примеру, хотите пить, вы же не ставите гамлетовский вопрос, а просто берете стакан и выпиваете. Вот также надо относиться к этому чувству. И все, и никаких проблем. И это проповедует женщина! Люди ещё помнят Русь святую, ещё совсем недавно был царь. А они наносят удар за ударом. Им нужно, чтобы родился «новый человек». И поэтому, когда мы говорим о сегодняшних проблемах, о том, что делают наши либералы, что они творят на самом деле страшные вещи, - они ничего не придумали, просто они прилежные ученики товарищей большевиков.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, встретил замечательную фразу великого вселенского русского писателя, замечательного пророка Федора Михайловича Достоевского. Ранее я этой фразы не встречал. Она краткая, но совершенно замечательная: «Если когда-то и суждено погибнуть России, то виновниками будут не коммунисты, и не анархисты, а проклятые либералы». Как провидчески, как замечательно сказано!

Замечу, проходит всего шесть лет, и вот у меня в руках выдержки из брошюры 1924 года издания, выпущенной Свердловским институтом образования. Казалось бы, что такое шесть лет для истории, да и в жизни человека порой это не такая большая веха. Видимо, в самом устроении государства что-то меняется. В этой брошюре обозначены моменты, о которых мы сегодня мечтаем и не можем. Ведь как сегодня развращают средства массовой информации! Надо же было допустить такое святотатство, чтобы в Год учителя (святой для всех нас, потому как и Господь – Равви, Учитель, и каждый учитель призван потому нести в себе пусть слабый, пусть замутнённый, но отблеск того Учителя, который с заглавной буквы), по первому общенациональному каналу телевидения прошёл страшный сериал «Школа». Именно после этого начались случаи избиения педагогов и учениками, и даже их родителями. И когда задали вопрос нынешнему премьер-министру нашего государства, как вы можете допускать такие сериалы, в ответ прозвучал замечательный ответ. Оказывается, у нас свобода и поэтому мы не можем это ограничить. Таким образом, пророчество Федора Михайловича Достоевского звучит весьма актуально.

Так вот, проходит всего 6 лет и в 1924-м году появляется брошюра «Революция и молодежь». Давайте посмотрим, какие выдвигаются задачи, хорошо, если мы сегодня сможем сделать то же самое:

1. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни.

2. Необходимо воздержание до брака. А брак должен случиться лишь в случае полной биологической зрелости. И указывается 20-25 лет. У нас сегодня эпидемический характер принимают так называемые «ранние браки».

3. Физическая связь людей – лишь конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту своей любви.

И все в таком же духе. И только два пункта отрезвляют и понимаешь, что всё-таки 1924-й год, потому что в 10-м пункте записано, что «не должно быть ревности». Мы, христиане, тоже говорим об этом, ибо ревность уместна в служении Господу.

А вот следующий пункт о том, что не должно быть извращений. Правильно, не должно быть. Вот такой документ.

Так какой же должна быть семья – о которой власти рассказывали в 18-м году, или в 24-м, или та, о которой на ХХII съезде говорили, имея в виду моральный облик строителя коммунизма? А сегодня вообще размыты все ориентиры. С 1 февраля Госдепартамент США отменяет понятия «папа» и «мать», их будут именовать как «родитель №1» и «родитель №2». Причина в том, что уже сегодня в США 300.000 однополых семей. Но мне понравился комментарий: американские юристы уже потирают руки. Так как это однополые семьи, теперь начнётся борьба: а почему я должен быть номером 2? И уже готовятся иски. Замечательно быть юристом в Америке, не правда ли?!

Чтобы это понять, необходимо осмыслить, а что значит само слово семья? Многие считают, что это семь «я». Простите, русский язык это Евангелие, а не арифметика, и семья – не числительное. Наверняка сегодня многие из вас приехали сюда на метро и видели на эскалаторе так называемую «социальную рекламу». Хорошо, что она есть. Но, с другой стороны, давайте посмотрим внимательно. Существует всего две рекламы, посвященные семье. Но поводов для радости они всё-таки не дают. Потому как на одной из них изображены семь расписных румяных веселых русских матрешек. И стоит большая такая матрешка-мама, а папы нет! Или это, увы, типичная неполная семья, которую показывают в качестве образца! «Где, покажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» А ведь это в святом граде Москве, Первопрестольной. Кто заметил, что там всё-таки есть папа, но он голову ниже мамы. Так это ещё хуже, что это за папа, которого не отличить от старшего сына. И, конечно, впечатляют слова: «Любовь к Родине начинается с семьи». Весьма сомнительный постулат, между прочим, а подпись просто замечательная: Ф.Бекон. Да-да, известный философ и выдающийся масон!

На втором плакате изображены лужайка, лес, не очень большая семья (не надо пугать людей большими семьями). А внизу слова: «Семья является одним из шедевров природы». Открою вам секрет, атеисты боятся говорить «Бог», они Бога стыдливо называют природой. И здесь не менее замечательная подпись: «философ Джорж Сантояна». Хорошо, что они уточнили, что это философ, а то кто-нибудь подумает, что это борец сумо, Сантояна какой-то.

Неужели Россия, Русь за 1000-летнюю христианской своей истории не выпестовала никого, чьи слова о семье могли бы сегодня украшать эти социальные плакаты? Ведь это холуйство, это позор для великой нации. Но это не тот рубль, как раньше, в советское время, брошенный шофёру такси, которому ты можешь теперь «тыкать, хотя он тебе в отцы годится, или официанту. Это холуйство духовное. И неужели этого унижения никто не замечает?!

Итак, что же такое семья на самом деле? Русский язык есть Евангелие. И для того, чтобы понять слова русского языка, надо открыть Священное Писание. Никакое это не семь «я». А что, люди, у которых только что случилась свадьба, молодожёны (они всё реже, но все же, слава Богу, случаются у нас свадьбы), их оставили вдвоем, наконец, и ещё долго, как минимум 9 месяцев, их будет только двое. Разве это не семья? А потом их долго будет трое. И почему именно семь? Ведь не может быть такой безсмыслицы в языке, подаренном этой нации, ибо каждое исконное слово русского языка говорит о Небе, говорит о Самом Христе.

Для того, чтобы понять смысл слова «семья», откроем Евангелие от Иоанна, в котором Сам Господь наш Пречистыми Своими устами говорит про пшеничное зерно: если оно не умрёт, то останется одно. А если умрёт, то даст много плода. Вот много плода, колос, это и есть семья. Речь идёт о жертве.

Два года назад я был в одной епархии, где женщина-ученая, которая занимается проблемами семьи, назвала страшную цифру процента разводов. И если семья не случится, значит, не случится и того самого государства, о котором мы говорим, о котором печёмся. Тогда кому нужны все наши полезные ископаемые, нефть и газ? Запад убеждён, что здесь надо оставить не больше 30 млн, они уже об этом говорят открыто, давно сброшены все маски. Кому нужна эта великая культура, эта великая страна, удел Богородицы, если не будет людей? Ведь в русском языке слово «народ» значит тот, кто нарождается. А если народ не нарождается, он перестает быть народом, не говоря о том, что русский народ действительно великий.

Хочу напомнить, что в 1945-м году на знаменитом банкете в Кремле, посвящённом Великой Победе, Иосиф Виссарионович Сталин сказал проникновенные слова о «великом русском народе». Я что-то не помню, чтобы за последние десятилетия власть предержащие произносили это словосочетание - «великий русский народ». Отрадно было прочитать выступление отца Всеволода Чаплина, в котором русские названы «хребтовым народом». Хорошо, что об этом вспомнили, пока хребет этому народу не перебили окончательно. Сейчас идут очень большие дискуссии, потому как в декабре случились события, от которых тоже нельзя отвернуться. Посмотрим, что будет дальше.

          Возвращаюсь к теме семьи. Перед каждым домом есть лавочки, на которых сидят вот эти бабушки, дедушки, те, которые не создали семьи, да и не хотели. Более того, они кичатся этим. Дескать, надо жить для себя, один раз живём, они с утра до ночи измеряют себе кровяное давление, рассказывают друг другу про свои болезни. Можно так прожить? Можно. Господь дал нам свободу. Когда мы цитируем слова Евангелия, надо понять, что речь об иносказании. Если перевести на современный язык, это называется словом «жертва».  Без жертвы семья состояться не может.

Два месяца назад пришлось выступать в Обнинске. Помню, подошла студентка, как обычно после выступления подходят люди, задают вопросы, просят книгу подписать. А она стояла и терпеливо ждала своей очереди и все время плакала. Думаю, что с ней? Она сказала, что хочет поговорить, когда все уйдут. Красивая русская девушка, учится на четвертом курсе. Она поделилась своими переживаниями: «Василий Давидович, Вы три часа сегодня рассказывали (большая была лекция), а я сидела и все время плакала, и сейчас плачу». «Но почему»? «Всё, что вы сегодня рассказали про семью, это всё Вы говорили про меня. Потому что я замужем была всего три месяца. Мы встречались гораздо дольше. Почему я не слышала всего этого раньше! Ведь никто не говорил! Я готовила себя к постоянному празднику! Мне никто в жизни не сказал, что оказывается, семья – это жертвенность каждый день, каждую минуту»!

Да, это жертва ради того, кого тебе Бог послал. Суженный – это кого Господь тебе судил. Как правильно раньше это назвали, а сегодня это страшное слово «партнёр»! Конечно, жертва, просто мы боимся жертвы. Нам кажется, что если нужна жертва, то нас возьмут за руку, приведут к колоде, и палач отрубит голову. Вот ты и принёс жертву. Ничего подобного, на самом деле жертва состоит из таких маленьких ежедневных дел… И пример для нас Христос. Есть место в Евангелии, я не могу его читать, потому что у меня сердце сжимается. Господь опускается на колени перед рыбаками, простыми людьми, и омывает им ноги. Помните, как Петр восстал против этого? И Господь довольно резко ему ответил. Он всё это, между прочим, сделал ещё и для нас с вами. Представляете их обувь, их ноги? Это не наши добротные чулки, носки. Когда доводилось лежать в больнице, и сестра ко мне подходила, что-то спрашивала, пыталась помочь, я испытывал жгучую неловкость, не могу представить, что кто-то мне может в чём-то услужить, как-то неловко. А тут Учитель, да ещё в восточной стране! И апостолы уже знали, кто Он, накануне Он четверодневного, уже смердящего Лазаря воскресил. Но Христос опускается на колени. Он смог, а мы? Всегда обращаюсь к мужчинам, потому как считаю, что они большую ответственность должны нести. Кому-нибудь из сидящих в зале мужчин приходило в голову принести тазик с горячей водой, поставить перед своей женой, потому что мы знаем, что от этого быстро снимается усталость и сказать: миленькая, ты для меня детей рожала в муках, вот тебе (и на календаре, заметьте, не 8 марта!) Хорошо, близким своим очень трудно служить, сам знаю об этом, а дальним, Христа ради? А маме? Кто-нибудь к своей маме такую вот ласку проявил? Добровольно? Ну что вы, разве мы можем? А как у нас может случиться семья, если у нас этого нет, самого главного – любви и жертвенности!

Мы так много слов говорим о любви, но русский наш язык, Богом данный, знает про любовь самое главное. В русском языке «любовь» и «боль» - это слова одного корня. Не конкретная физическая боль, а именно сопереживание. Вот, к примеру, вас в гостях угостили кусочком очень вкусного торта. Вы его едите, а радость от не полная, потому что нет рядом любимого человека. Или на интересном концерте, но один. Это и есть эта самая боль, самые её начатки. Причём, это может быть болью не обязательно к человеку, но и к родине тоже. Когда ты видишь, как твое государство унижают, и сердце у тебя сжимается от боли… знаете, это очень хорошая боль, ее надо бы в себе культивировать.

У нас слово «брак» полно искушений, потому что каждый, кто женился, слышал эту шутку дурного свойства, что, дескать, «хорошее дело браком не назовут». Она смущала и меня. Оказалось, что в русском языке это слово имеет два разных значения. Первое, брак как некондиционное изделие, сделанное без любви, это немецкое слово. А брак в высочайшем его понимании имеет, как мне кажется, два толкования. Одно из них – это брашно как хмельное питие, которое всегда было на свадьбах. Но есть более высокое, которое мне очень по душе. Следует снова раскрыть Евангелие от Иоанна, но на церковно-славянском, где Господь говорит нам: «Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Ioaн.6, 48-58). Из этого явственно следует сходство слова брак старорусскому словосочетанию «Брашно истинное», т. е. Плоти самого Господа, так как брачующиеся соединяются во плоти Самого Господа после совершения Таины венчания. Сочетание в Теле Истины, если можно так выразиться. Как красиво, как возвышенно на самом деле!

Лично для меня лучший образец семьи есть семья нашего последнего Царя. И вот почему. Когда мы получаем неприятности на службе, с близкими, знакомыми, то приходим домой и все это выливаем на своих близких. И считаем, что это нормально, близкие для того и существуют, они ведь должны нас понять. Как интересно, каким удивительным образом была устроена Господом эта семья: чем больше вокруг них сгущался мрак, ад, тем более благоуханный рай процветал у них внутри. Какие письма писали они друг дружке во дни самых страшных испытаний!

Когда-то многочисленные народы великой империи называли отцом-батюшкой одного человека. И им был Православный Царь. А поэтому убеждён, что мы можем состояться, возродиться только как семья. Если научимся любить и жалеть друг друга. И надо просить, молить Господа, чтобы Он послал нам Православного Царя, которого вся наша великая нация снова назовёт отцом.

Аминь.



Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика