• Регистрация
МультиВход

Очерки православного врача

Вместо предисловия

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках сборник трудов, отражающих мировоззрение человека, врача, учёного, организатора здравоохранения.

Автор книги Николай Георгиевич Емельченко родился в скромной трудовой семье. Его родители Дарья Федоровна и Георгий Васильевич являли собой образец доброжелательности, душевной щедрости, сердечности; то тепло, которое они создавали вокруг себя, притягивало людей.

Своим примером они привили сыну высокую нравственность и гуманизм.

Николай Георгиевич со студенческих лет стремился к познанию мироздания, законов бытия, развития природы и общества и делал это с завидным упорством, добросовестно, творчески. В его зачетной книжке были только отличные оценки.

Успехи студента-медика отмечены Калининской и Ленинской стипендиями. Это беспрецедентный случай в истории Ростовского государственного медицинского университета.

Таким образом, автор этой книги глубоко изучил телесное начало человека, основы его психической деятельности, обрел философское мировоззрение, умело применил полученные знания на деле, работая врачом-педиатром, детским хирургом, врачом широкого профиля в системе скорой и неотложной помощи, при этом активно участвовал в общественной жизни.

Он пробовал себя, искал свое и, с уверенностью можно сказать, нашел, став главным врачом Кисловодского городского врачебно-физкультурного диспансера. За 35 лет он ни разу не поменял место работы, превратил диспансер из муниципального учреждения с весьма локальными функциями в мощный лечебно-реабилитационный центр с современными технологиями.

Еще в молодые годы жизнь поставила перед ним трудную задачу, решение которой лежит исключительно в плоскости межличностных отношений: создавать и воспитывать коллектив сотрудников, решать вопросы с руководителями всех уровней и «смежниками», завоевывать доверие и уважение пациентов к врачу и его труду. Естественно, на его пути встречались разные люди, не всегда все было гладко, и жизнь подсказывала, что есть какие-то иные, помимо материалистических, механизмы продуктивного и гармоничного бытия, общения с людьми и природой, есть некоторое рациональное место человека в ней.

Как говорит сам Николай Георгиевич, волею Божией судьба свела его с Благочинным Церквей Кавказских Минеральных Вод митрофорным протоиреем, кандидатом богословия Иоанном Знаменским, человеком одержимым в своей миссии, с ярко выраженными волевыми качествами и редкими по масштабу кругозором и интеллектом.

С именем этого священнослужителя связано возрождение Свято-Никольского храма, открытие классической гимназии в г. Кисловодске, лечебницы при храме, музея религии. Совершенно ясно, что такой колосс не мог не оказать влияния на человека, чьи помыслы резонируют с устремлениями отца Иоанна.

Особое значение имело близкое знакомство с покойным митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном. Его высокая духовность, беззаветная вера и преданность Русской Православной Церкви, богатый жизненный опыт, доброта и любовь к людям оказали огромное влияние на формирование духовно-нравственных убеждений Николая Георгиевича. Такое же влияние оказало знакомство и встречи с Епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном. Покорили его высокий интеллект, знания, мудрость, выдержка, кипучая энергия созидателя, талант дипломата и миротворца. Через общение с такими крупными личностями Николай Георгиевич открыл для себя мир, исполнение законов которого привело его к гармонии с самим собой, семьей, сослуживцами, природой и обществом в целом. Дело каждого принять или не принять на веру постулаты Учения, которое стало путеводной звездой для Николая Георгиевича, но относиться с уважением к Вере обязан каждый интеллигентный и просто культурный человек.

Стремясь, нет, не обратить людей в Веру, а привлечь их внимание к Вере, серьезнее и с уважением отнестись к законам мироздания, автор написал эту книгу.

Пусть каждый увидит в ней то, что может увидеть.

 

С глубоким уважением к читателю и автору,

 

 Заслуженный работник высшей школы России, доцент Ростовского государственного медицинского университета, профессор Российской академии естествознания А.Е. Бойченко.

 

«Господи!

Просвети ум мой и сердце мое для разумения твоих вечных и неизменных законов управляющих миром, чтоб я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим»

 Молитва Оптинских старцев

 

ПУТИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

 

На Руси испокон веков медицина и Православная вера были тесно связаны между собой. И эта связь имеет глубокие корни.

Как свидетельствует Священное Писание, одним из доказательств Божественного происхождения Иисуса Христа были множественные исцеления безнадежных больных и даже воскресения из мертвых.

Апостолам Святым Духом был ниспослан дар исцеления больных. Таким же даром в большей или меньшей степени обладали многие святые угодники Божии.

А поскольку  в среде священнослужителей, монашествующих было немало образованнейших людей своего времени,  Церковь являлась сосредоточением письменных знаний, народной мудрости и богатого опыта лечения различных заболеваний.

При монастырях создавались лазареты, плантации лекарственных трав, аптеки.

Закономерно, что на основе главных положений православия формировалась нравственно-этическая база православной медицины: любовь и сострадание, самоотверженность и жертвенность, бескорыстие и многое другое.

В дальнейшем, когда медицина сформировалась в самостоятельную сферу общественных отношений и стала светской, все лучшие православные традиции в ней сохранились, поддерживались и укреплялись усилиями, как церкви, так и государства.

Это было не сложно делать, так как врачи в большинстве своем были верующими, с детства воспитывались в православной вере.

Именно это сочетание передовых знаний и крепкой веры давало поразительные результаты.

Недаром русские врачи считались лучшими в мире.

Вспомним Н.И. Пирогова, открывшего новые направления в науке, которому доверяли свою жизнь и здоровье выдающиеся люди своего времени, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.Н. Павлов, десятки и сотни имен, навсегда оставивших свой след в мировой медицине.

Вспомним тысячи земских врачей - талантливейших и образованнейших людей, работавших в среде простого народа.

Они воспринимали больного человека как творение Бога, а не как набор органов и функций.

Имея передовые медицинские знания, они прекрасно понимали, что исцеляет Господь через их усилия и редко говорили «лечу», чаще «пользую», то есть приношу пользу больному.

Святитель, архиепископ Лука, он же выдающийся профессор-хирург, автор фундаментальных трудов «Региональная анестезия» и "Очерки гнойной хирургии", лауреат сталинской премии В.Ф. Войно-Ясенецкий, производивший сложнейшие, неизменно удачные операции, всегда держал в операционной

икону и горящую лампаду перед ней. Он никогда не начинал операции без молитвы.

С.А. Никитин, будущий Владыка Стефан, работал лагерным врачом из заключенных, обследовав больного, иногда говорил медсестре: « ...в данном случае медицина бессильна, поможет молитва».

Но такое явное подвижничество среди врачей после 1917 года было скорее исключением, и не удивительно. Десятилетиями в медицинских институтах в огромных объемах преподавался материализм и, так называемый, научный атеизм, что не могло не сказаться на образе мысли, профессиональной деятельности и образе жизни врача.

И, тем не менее, тысячелетняя вера предков видимо проявляла себя неосознанно.

В стране была создана одна из лучших в мире систем здравоохранения. Наши врачи высоко ценились за рубежом, и не в последнюю очередь за морально-нравственные качества.

Беды, постигшие нашу страну в последние годы, больнее всего ударили по медицине.

Во много раз уменьшилось финансирование, что привело к сокращению профилактической работы, росту инфекционных и психических заболеваний, общей и детской смертности, инвалидизации, сокращению продолжительности жизни.

  Значительно ухудшилось состояние кадрового потенциала, медицинской науки и  практического здравоохранения. Все большее количество медицинской помощи становится платной и недоступной.

Одно из главных прав человека - право на жизнь и медицинскую помощь становится объектом купли-продажи.

Врач невольно вовлекается в это. Как устоять? Как не стать тем, кем тебя делают вопреки твоим желаниям, и так, что ты этого порой и сам не осознаешь?

Всегда во все самые критические моменты истории, только вера в Бога спасала Россию и ее народ.

Сейчас критический момент и именно сейчас возрождается Вера. Отрадно отметить, что усилиями покойного  Владыки Гедеона, только в Ставропольском крае в кратчайшие сроки были возрождены и построены многие десятки храмов. Работает множество воскресных школ и гимназий. Народ потянулся к Богу.  Пасхальные торжества собирают в храмы тысячи людей. Надо  видеть их прекрасные, одухотворенные лица в эти часы. И тут возникает вопрос. А много ли среди них  врачей?

Вопрос не праздный. Духовенство имеет дело с духовным миром человека, врач с его телесным здоровьем. Больше всего человек доверяет свои личные проблемы священнику и врачу. Но если священник руководствуется Священным Писанием, то чем, кроме профессиональных знаний, руководствуется врач? Какие нравственные и духовные ориентиры у него в нынешних условиях, если на телевидении и в прессе пропагандируются преуспевающие дорогостоящие врачи, делающие свой бизнес на горе и болезнях людей? А тут еще сектанты развелись с их соблазнами, не поймешь, кто есть кто.

Вопрос не простой, ведь ему тоже надо кормить и одевать семью, а зарплата нищенская, да и ту порой много месяцев не платят.

Врач ведь тоже земной грешный человек. От всего этого он ожесточается, порой становится черствым и равнодушным. Одичание нравов доходит до того, что к заболевшему врачу его коллеги зачастую относятся хуже, чем к обычному больному.

Мне могут возразить, что врач по роду своей деятельности не имеет на это морального права. Да, не имеет.

А имеет ли такое право государство, доводя врача до этого состояния?

И все же думается, что именно живая, деятельная вера в Бога и расставит все на свои места, определит, что надо, а что не надо, что можно, а что нельзя. Она же даст врачу помощь Божию в профессиональной деятельности и в его частной жизни.

Из общения знаю, что многие врачи крещенные, считают себя верующими, но церковь посещают редко, от случая к случаю, по необходимости или только в праздники. Редко участвуют в службах, не причащаются, находятся в плену сформировавшихся еще в институтские годы заблуждений о Боге и религии.

А ведь воцерковление преображает духовный мир человека, делает его неизмеримо ярче, красивее и богаче. Есть врачи, которые приходят к Богу уже в зрелом возрасте. И все же таких немного.

Христианство есть сила, преображающая и обновляющая мир. Ученики Христовы по заповеди Спасителя проповедовали Евангелие во всех концах земли, просвещая миллионы людей.

Несомненно, что сейчас наступило именно то время, когда надо проповедовать Слово Божие среди врачей всех возрастов и особенно молодых. Они более восприимчивы, и оттого, что они впитают, будет зависеть, кем они станут и что будут делать.

Еще на заре христианства Тертуллиан говорил, что душа человека по природе своей христианка. То же можно сказать и профессии врача.

Врач, по роду своей деятельности тесно общается с большим количеством людей, и, будучи верующим, имеет немалые возможности влиять на формирование позитивного отношения к Церкви и вере в Бога у своих пациентов, делая это в процессе общения и личным примером.

Сейчас врачи разобщены, существуют лишь немногие профессиональные объединения. Например, общества хирургов, терапевтов и так далее, но у них и задачи чисто профессиональные.

Поэтому естественна идея объединения врачей по религиозному признаку, в данном случае, создания Общества православных врачей.

Подобные общества или братства уже существуют, но при ознакомлении с Уставами некоторых из них обращает на себя внимание значительная коммерческая деятельность, что заставляет задуматься о цели их создания.

Нам представляется, что, по крайней мере, на первых этапах, задачи Общества православных врачей должны быть следующие:

  1. 1.Поиск   и   привлечение   к   деятельности   Общества   искренне
    верующих врачей.
  2. 2.Серьезное изучение Священного Писания, церковных традиций,
    обычаев,   обрядов.   Задача  эта  серьезная  и  трудная,   учитывая
    образование,   образ   мышления,   сформировавшиеся   стереотипы,
    уровень   знаний   в   области   Православия,   формы   восприятия.
    С одной стороны, человек верует и тянется к церкви, с другой
    стесняется, опасается проявить свою некомпетентность, а многого
    не знает и не понимает.  Необходимо адекватное всему этому
    просвещение.

Но воцерковление такого врача потом воздастся сторицей.

  1. 3.Вовлечение   в   полнокровную   церковную   жизнь:   участие   в
    богослужениях, таинствах Святой Церкви, исполнение обрядов и
    т.п.
  2. 4.Поиск, изучение, возрождение и проповедь основ православной
    медицины и ее традиций.
  3. 5.Применение профессиональных знаний врачей для проповеди
    Православной веры, разоблачения деятельности парамедицинских
    сект и других организаций; анализа и оценки подготавливаемых к
    принятию правовых и других документов из гуманитарной области,
    биологии, медицины и др.
  4. 6.Устранение    противоречий    между    некоторыми    лечебными
    методиками и отношением к ним части духовенства.
  5. 7.Объективная профессиональная оценка, изучение и регистрация
    случаев чудесных исцелений по молитвам и у Святых мощей и их
    широкое освящение в средствах массовой информации.
  6. 8.Медицинская  помощь  нуждающимся  прихожанам  под  эгидой
    Русской Православной Церкви.
  7. 9.Активное воцерковление пациентов православной веры.

10.Подготовка и освящение лечебных учреждений, создание в них
часовен и церквей.

11.Профессиональная,     материальная     и     моральная     помощь
нуждающимся в ней членам Общества православных врачей.

Какие из этих задач должны быть главными? Есть мнение, что основными должны быть различные виды медицинской, т.е. профессиональной деятельности среди прихожан. Однако врач именно этим и занимается постоянно и речь в этом случае идет лишь об объемах этой работы. Мы убеждены, что гораздо важнее качественные изменения, которые можно достигнуть через воцерковление врача, изменение через веру его духовного мира, отношения к Богу, самому себе, больным, окружающим. Православие должно стать тем, что будет определять всю жизнь верующего врача во всех ее проявлениях - духовных, профессиональных, житейских. Из этого будут проистекать все остальные аспекты его деятельности.

Мы благодарны Господу за то, что по благословению покойного Владыки Гедеона  именно такое Общество православных врачей создано на базе Православного Центра Духовного Просвещения Благочиния церквей Кавказских Минеральных Вод.

Уже на стадии создания Общества по благословению Владыки Гедеона  была подготовлена и освящена первая  в крае часовня в честь Рождества Христова в Кисловодском родильном доме.

Ее созданию мы придавали особое значение. В родильном доме женщина выполняет главное свое предназначение - рожает в мир нового человека. Здесь он делает первый вдох, чувствует тепло человеческих рук, видит человеческие лица, впервые ощущает всем сердцем материнское тепло и уют. И от того, где и как это произойдет, будет ли это равнодушное выполнение обязанностей или его встретят с ожиданием, радостью и улыбкой, будет ли во всем этом Божия благодать, зависит, быть может, вся его жизнь.

Отрадно, что это было не навязанное сверху решение, инициатива исходила от коллектива и его главного врача, кандидата медицинских наук Левченко Галины Михайловны.

Помещение часовни небольшое, но оно отремонтировано и обустроено с таким вкусом и теплом, что из нее и уходить не хочется.

Маленький, но показательный эпизод. Для часовни Галина Михайловна сняла люстры из своего кабинета и несколько месяцев работала при лампочках Ильича.

Для часовни Свято-Никольский собор и Пантелеимоновский храм пожертвовали церковную утварь и иконы, и 5 февраля 2000г. благочинным протоиереем Иоанном Знаменским в сослужении духовенства она была освящена.

 Службы охотно посещают сотрудники и пациентки роддома, жители близлежащих улиц, проводится просветительская работа с сотрудниками. И отрадно, что все это высоко оценивается коллективом родильного дома.

Уже были случаи чудес милостью Божией. Так, родители пожелали крестить безнадежного ребенка. Буквально на следующий день он начал поправляться и вскоре был выписан.

Есть сведения, что нашему примеру  последовали и другие родильные дома края.

В заключение хочется поднять еще один вопрос. Мы осуждаем сектантов за их назойливость. Пристают на улице, ходят по домам, взяли моду присутствовать на погребениях. Человек в горе легко доступен посторонним влияниям.

И все ради того, чтобы привлечь к себе хотя бы одного человека.

У нас только в Кисловодске около одной тысячи врачей, в городах Кавказских Минеральных Вод – свыше пяти  тысяч.

Преподобный Феодосии Кавказский любил повторять такую притчу:

«Широкая, широкая дорога, на ней большой камень лежит. На нем золотыми буквами написано «Раев Камень». А люди проходят мимо и не замечают. Это он о себе говорил.

Так вот и мы проходим мимо такой огромной потенциальной силы - православных врачей и не замечаем ее.

И уходят многие в секты, в оккультизм, в так называемое целительство.

Попытками объединения врачей на религиозной основе занимаются пока отдельные энтузиасты.

В связи с этим отрадно  отметить, что в итоговый документ Епархиальной медико-педагогической конференции “Свято-Феодосиевские образовательные чтения” вошло наше предложение о создании при Ставропольском Епархиальном Управлении медицинского отдела, как единого центра для объединения сил православных врачей края.

 

2002 год 

 

О Чуде и о Вере

          В православии довольно часто используется слово  чудо и его производные:  чудо Евхаристии, чудотворные иконы, чудо мироточения, обновления икон, крестов и куполов храмов Божьих, чудесные исцеления, чудесная помощь в нуждах и бедах, чудесные явления, такие, например, как нисхождение Благодатного огня, отпечаток образа Спасителя на Туринской плащанице или перенос изображения иконы на стекло киота и многое, многое другое, всего не перечесть.

          Православная энциклопедия определяет чудо как сверхъестественное событие, действие, явление, нарушающее  «законы природы» и не поддающееся рациональному объяснению. Истинные чудеса совершаются Божественной благодатью или непосредственно Божественным действием, Божьей матерью, ангелами и святыми Небесной Церкви. Благодатные дары чудотворений могут иметь и живущие на земле святые подвижники Православной церкви.

          В отличие от истинных, ложные чудеса бывают следствием проявления или намеренного использования таинственных сил природы и темных сил, владеющих ими.

          Зададимся вопросом - а для чего посылаются чудеса в наш земной мир? Наверное, не для того, чтобы удивить, поразить, развлечь и потешить нас. Тогда для чего? Известно немало случаев, когда неверующий человек, встретившись с чудом, становится  глубоко верующим. Чудо посылается во славу Божию, для укрепления веры, во исполнение просимого по искренним, вдохновенным молитвам, для посрамления темных сил и врагов церкви, как какой-то знак.

Границы между материальным и тонким миром весьма нечеткая и, по сути, чудеса - это проявления действий горнего мира в земном материальном мире. Они происходят значительно чаще, чем принято думать, и мы  могли бы их видеть, не будь в большинстве своем лишены духовного зрения по грехам нашим.

          Об одном из таких истинных чудес, случающихся каждый год и получивших у нас объективное подтверждение, и о вере в его незыблемость вопреки, казалось бы, здравому смыслу, и пойдет речь в данном сообщении.

          В 1991 году в г. Кисловодске началось восстановление разрушенного в 1936 году Свято-Никольского собора, ныне Кафедрального Собора Кавказских Минеральных Вод. Настоятель Собора, он же Благочинный Церквей КМВ, потомственный священник, кандидат богословия, ставший в 40 лет Митрофорным протоиереем о. Иоанн Знаменский.

          Собор расположен в центре города.  Примерно в двухстах метрах от Собора в курортном парке, находится источник воды, куда ежегодно на Крещение по традиции проводится Крестный ход на Иордань.

          Надо сказать, что вокруг  этого источника давно циркулируют слухи о его загрязненности и непригодности для питья. ЦГСЭН даже устанавливал таблички с соответствующими предупреждениями, которые некоторыми верующими воспринимались как происки недругов церкви.

          Я тогда занимался организацией Общества православных врачей, о.Иоанн незадолго перед Крещением 2001 года обратился ко мне с просьбой разобраться в этой ситуации.

          С соблюдением всех правил в стерильную посуду, полученную из лаборатории, мною была взята проба воды из источника и отправлена в бактериологическую лабораторию.

          Когда анализ был готов, я позвонил, чтобы узнать его результат:

- Вода очень плохая… - был ответ.

- Что значит плохая, ее нельзя пить?

- Не только пить, но и умываться нельзя, там фекальные загрязнения.

          Сомневаться в достоверности результата не приходилось, но откуда такие загрязнения?

          Я еще раз пришел к источнику, осмотрелся, и все стало ясно - буквально в 40м выше источника находится старинный общественный туалет. Я немедленно доложил об этих анализах о. Иоанну, но так как другого источника вблизи не нашлось, вопрос о его замене для Крестного хода остался открытым.

          Навалились заботы, и от одного из послушников за несколько дней до Крещения я узнал, что решено было все-таки Крестный ход на Иордань совершать на этот источник. На мое недоумение последовал ответ: «Вера о.Иоанна настолько велика, что он не сомневается в милости Божьей и в том, что вода после освящения будет чистой и Святой».

          Ну, положим, я тоже знаю, что на Крещение освящается вся водная стихия, где бы она ни была, хоть в водопроводном кране, но вот такой могучей веры, как у о.Иоанна, у меня по немощи моей не было, сработал профессиональный интерес, и я решил проверить.

          Заранее взял из лаборатории  стерильную посуду, после Крестного хода набрал воду из источника и сдал ее на исследование.

          Когда анализ был готов, позвонил. «Вода стерильная»,- был ответ.

          Ну, разве это не чудо?

          А ведь Святая Церковь уже 2 тысячи лет утверждает о великой силе Освященной на Крешение воды. Вода эта обладает особыми свойствами и не портится годами. Церковь это знала тогда, когда ни  о какой микробиологии и прочих мудреных науках никто даже думать не мог.

          Мы знаем о Боге лишь то, что он открывает нам о  себе, и при всем,  казалось бы, могуществе человеческого разума, мы узнаем об окружающем мире лишь то и тогда, что и когда бывает угодно Богу.

          Возможно, и о других чудесах мы по милости Божьей когда-нибудь узнаем подробнее, а этот эпизод должен еще раз убедить нас в том, что все, написанное в Священном писании- истина, не подлежащая верующими в нее сомнениям и  в том, что только  такая непоколебимая вера, как у о.Иоанна, может удержать нас на истинном пути.

          Остается добавить, что сама по себе такая вера - уже чудо, встречающееся в наше время, к сожалению, реже, чем хотелось бы.

 

2004 год

 

ФАКТОР  «ИКС»

       Сегодня  тема депопуляции российского народа не относится к разряду «модных». Да, растет смертность, снижается рождаемость. Большинство политиков и ученых признают эти факты как неоспоримые. Однако далеко не многие берутся за осмысление и тем более поиск путей выхода из демографического кризиса - слишком уж неподъемная эта проблема.

      Ученый, врач, философ, ИГОРЬ ГУНДАРОВ один из немногих представителей научной элиты страны, кто смог вплотную приблизиться к пониманию сути происходящих в России негативных процессов. Предлагаем читателям беседу Елены Константиновны ЖУРАВЛЕВОЙ с доктором медицинских и кандидатом философских наук, профессором Российской медицинской академии, действительным членом РАЕН, экспертом Госдумы Игорем Алексеевичем ГУНДАРОВЫМ.**

- Игорь Алексеевич, какова демографическая обстановка в
нашей стране?

      - С начала 1990-х годов смертность выросла почти в полтора
раза. Мы потеряли около 6 миллионов человек. Это не общее чис­ло умерших. Речь идет о шести миллионах граждан России, кото­рые сейчас должны бы быть живыми. Одновременно произошло внезапное падение рождаемости почти в два раза: неродившими­ся оказалось около 13 млн. детей. Таким образом, цена реформ по­следнего десятилетия - жизни почти 19 млн. человек

По сути, с 1992 года началось вымирание российского населе­ния. Величина депопуляции составляет примерно 0,7 % в год.

- Иными словами, нация исчезает?

      - Можно сказать и так. А вот чтобы переломить ситуацию, нуж­но понять, отчего мы вымираем. Сначала остановлюсь на проблеме сердечно-сосудистых заболеваний, на долю которых приходит­ся половина у тех самых 6 миллионов неожиданных смертей.

      Каковы причины? На первый взгляд, это высокий уровень холестерина в нашей крови. Но за последние годы он уменьшился, потому что мы примерно на треть стали меньше употреблять мяса, молока и масла. Кто-то видит причину' в избыточной массе тела. Но тучных людей стало меньше, ведь суточная калорийность питания снизилась на треть. Если прежде норма превышала 3 тысячи килокалорий, то сейчас она составляет 2200-2400. Более то­го, мы всё чаще сталкиваемся с проблемой недостаточного веса. Значит, не от полноты происходят инфаркты и инсульты.

- Возможно, виновата низкая двигательная активность
россиян?

      - В том-то и дело, что гиподинамия уменьшилась, потому что
наши соотечественники стали трудиться на двух-трех работах.

- Виновата «плохая экология»?

      - Довольно распространённое, но ошибочное мнение. Если
пересчитать количество выбросов на площадь территории, то
оказывается, что экологическая ситуация в нашей стране в начале
1990-х годов была даже лучше, чем в Центральной Европе. И она
продолжает улучшаться, поскольку половина промышленности
стоит, а значит, выбросов меньше. Про химизацию сельского хо­зяйства сегодня совершенно забыли. Сточные воды стали чище в
водоёмах даже появились раки.

- Так, может, курить стали больше или спиртным злоупот­реблять?

      - И опять должен вас разочаровать: распространённость куре­ния среди взрослого населения не выросла. Она увеличилась среди подростков и детей.

      Бытует мнение, что русские - нация алкоголиков, а Россия са­мая пьющая страна. Но статистика утверждает, что это неправда. В 1994 году, когда был наивысшей всплеск смертности, россияне потребляли примерно7 литровчистого алкоголя на душу населения. Это намного меньше, чем в некоторых странах Европы.

- Тогда остаётся бедность.

      - Среди факторов риска, влияющих на здоровье, мы рассмот­рели и этот аспект. Примерно так же мы жили в начале 1960-хгодов. И, если всё дело в бедности, то смертность должна быть на уровне сорокалетней давности. Однако как раз в тот период у нас в стране смертность была самая низкая сре­де всех цивилизованных государств. Россияне тогда умирали со скоростью 6,9 промилле в год, а сейчас - 16 промилле. Куба, Венесуэла, Бразилия, Туркмения - бедные государства, но смерт­ность там намного ниже, чем в самых богатых странах мира.

- Возможно, повинны гипертония или стрессы?

      - Но и гипертония в среднем по стране не выросла. Стресс - это механизм, который не сам по себе "включается" в организме. Нужно искать причину, вызывающую стресс. Такая причина - зигзаг в социально-экономическом развитии страны: вчера у человека была достойная работа и стабильный заработок, а сегодня он стал нищим. Конечно, такое потрясение вызывает в организме негативную реакцию, но не настолько, чтобы привести к смерти.

- Может, всё дело в так называемом  «русском кресте»?

      - Был рассмотрен и этот аспект. Действительно, приходится
слышать, что всему виной наш национальный характер - безалаберность, эмоциональность... Но оказывается, что «кресты» депопуляции (когда кривые возрастающей смертности и падающей рождаемости пересекаются), приписываемые исключительно русской нации, нависли и над Литвой, Латвией. Украиной. С не мень­шей скоростью вымирают эстонцы, венгры, болгары, белорусы...

- Иными словами, существует фактор, который уничтожа­ет нацию со скоростью 0,7 % в год. Вы изучили это явление?

      - Действительно, такой фактор существует. Мы назвали его фа­ктором
 «икс». Его свойства чётко определяются. Он обладает ог­ромной скоростью распространения на колоссальной террито­рии. Его отличает синхронность действия: подскакивает смерт­ность в Калининграде и одновременно во Владивостоке. Падение происходит с такой же синхронностью. Этот фактор не действует на детей - смертность до 15 лет не выросла. В большей мере он
влияет на мужчин - мужское население пострадало в 2-3 раза
больше, чем женское.

      К слову, нация сейчас вообще постарела. Мы одряхлели вне­запно лет на шесть. Причем, мужчины лет на 7-8, а женщины года на три. Что опять таки подтверждает: фактор "икс" действует пре­имущественно на мужчин. И вот, исходя из перечня признаков это­го фактора, мы приходим к выводу: в депопуляции не виноват ни один из известных науке факторов риска материального свойства.

- Получается, наука бессильна? И существует нечто, прево­сходящее наше земное понимание?

      - Да, сегодня мы вынуждены, вопреки нашим прежним кон­цепциям, обратиться к сфере духа.

      Мы задались вопросом, а не связано ли это с духовными про­цессами, которые вот таким образом отражаются на физическом уровне - снижение репродукции, повышение давления, ослабле­ние иммунной системы?

      И тогда мы стали тщательнее изучать труды религиозных дея­телей и натолкнулись на понятие "смертные грехи". Раньше это воспринималось как что-то метафорическое. А когда начинаешь вчитываться, понимаешь: всё объяснимо с научных позиций. Са­мый страшный грех - гордыня, или иначе, амбиции. Во взвинчен­ном состоянии амбициозный человек может натворить немало ошибок. Отсюда резкое увеличение внезапных смертей. Другой смертный грех - тоска, уныние. Это не что иное, как депрессии. И они тоже резко увели­чивают смертность. Сребролюбие, жадность, когда жизненной  целью для человека стано­вится материальное благополучие, а всё ос­тальное не представляет никакого интереса, тоже сильнейший психологический фактор

       Изучая связи между динамикой нравст­венного падения общества и смертностью, к удивлению своему, мы обнаружили: всё, что прежде было невозможно объяснить, на 60-85 % измеряется и объясняется уровнем ду­ховного неблагополучия. По нашим подсчё­там, в процессе депопуляции на экономиче­ские факторы приходится примерно 30%, а на духовные - 70.

-    И где же выход?

      -   Нужно, чтобы мы почувствовали, что жизнь справедлива. А для этого нужна нравственно ориентиро­ванная экономика. Не к Храму наша нынешняя дорога - ибо на нашей стезе множится грех. К сожалению, в обществе пока нет чёткого представления, куда идти. Отсюда ощущение безысход­ности и тоски. Я не за возврат к прошлому, мы сознательно от­казались от него. Но путь, на который нас толкают, ещё трагич­нее. Дорога к Храму - это нравственное, духовное преображе­ние каждого из нас, это создание общества, в котором господ­ствуют взаимопомощь, милосердие и сострадание и которое исповедует вечные идеалы правды и добра.

Комментарии:

      Итак, на 70% причины вымирания нации приходятся на духовные факторы. В извечном споре, что первично - Дух или материя наука в данном случае оказалась на стороне тех, кто утверждает, что духовное первично, и оно определяет события в материальном мире. Преподобный Серафим Саровский учил, что целью христианской жизни является обретение Духа Святаго, т.е. восстановление утраченной связи человека с Богом. Безразличие к этому стремлению или его сознательное отторжение и есть духовное повреждение или духовная болезнь. Люди нередко заявляют, что они не верят ни в Бога, ни в дьявола, но это заблуждение.

      Нейтралитета в духовной сфере не бывает. Или с Богом, или с дьяволом. Чем меньше Бога, тем больше дьявола. Человек может этого и не осознавать, но в своих стремлениях и поступках он становится подверженным влиянию темных сил.

      Отсюда неудержимая, ни перед чем не останавливающаяся погоня за наживой и удовольствиями, индивидуализм, эгоизм, обесценивание человеческой жизни, терроризм, насилие, убийства,  аборты, разврат, грабежи, растление детей, алкоголизм и наркомания, увлечение оккультизмом и многое другое.

      Мы без труда замечаем, что в мире множится зло.

      Все это ничто иное, как отход от Бога и его Евангельских заповедей и попадание под власть дьявола- человеконенавистника и убийцы, и, как следствие, вымирание нации, ибо благополучной жизнь человека может быть только с Богом.

     Вся наша история с неопровержимой очевидностью иллюстрирует важнейший библейский принцип: за преступления против Закона Божия неминуемо грядет наказание, за покаяние и молитвы - помилование, новый расцвет.

     Поэтому, если не хотим, чтобы мы сами, наши дети и внуки исчезли с лица земли как нация и растворились среди других народов, мы должны осознать весь трагизм ситуации, обратиться к Богу и строить всю свою жизнь, все дела и планы ориентируясь на высшие духовные ценности, ни на минуту не забывая о Боге и его заповедях, ибо они и есть те первые и самые главные правила и законы нашей жизни.

      И еще один важный вывод напрашивается сам. Сколько бы средств государство не тратило на здравоохранение, какие бы организационные формы не предлагались, все эти усилия окажутся тщетными, если при этом не будут учитываться Духовные моменты, тот самый Фактор «Икс».

      2004 год

  

ВЕРБЫ РАСПУСКАЮТСЯ ДВАЖДЫ

          Господь  особым образом отмечает Богородичные праздники.

          Известно, что на праздник Успения Пресвятой Богородицы на греческом острове Кефолония в храм с окрестных гор спускаются змеи. Они никого не трогают, по окончании службы уползают в горы с тем, чтобы вновь появиться на следующий год.

          На засохшем мертвом дереве распускаются цветы. Сорванные и помещенные в киоты икон, они источают дивный аромат, затем засыхают. На следующий год, будучи в киотах, вновь оживают и благоухают.

Оказалось, что и наши холодные края Господь не оставил своей милостью. Несколько лет назад появилось сообщение, что в подмосковной деревне Акулово в ночь с 3 на 4 декабря на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, среди снега и морозов распустились вербы.

          Затем это чудо подтвердил протоиерей Сергий Снопков из г.Петропавловска (Северный Казахстан), когда вербочки распустились в сибирский 20-градусный мороз среди глубокого снежного покрова.

          По благословению благочинного церквей Кавказских Минеральных Вод протоиерея Иоанна Знаменского мы решили проверить эти сообщения.

          Утром 3 декабря поехали к заранее выбранному кусту вербы и убедились, что все почки были закрыты. После службы в ночь с 3 на 4 декабря приехали вновь и увидели, что часть почек на каждой веточке раскрылась. Срезали пучок веточек, но полного удовлетворения не испытали. Ведь сообщалось о полностью распустившихся почках.

          Рано утром 4 декабря в сам день праздника поехали еще раз, не рассчитывая на успех. И о-чудо! Верба была усыпана распустившимися почками, да так как порой не бывает на раннее Вербное воскресенье. Мы набрали букет вербочек и привезли их на службу в Свято-Никольский Кафедральный Собор.

          Люди с недоумением и любопытством смотрели на него, а одна прихожанка спросила: «А что, разве сегодня Вербы освящают?»

          Отец Иоанн с радостью принял вербы, освятил их, благословил меня рассказать собравшимся об этом чуде и со свойственной ему прозорливостью отметил, что вербы распускаются на два праздника имеющих общий смысл: на вход Господень в Иерусалим и на введение (вход) во Храм Пресвятой Богородицы.

          Затем все прикладывались к привезённой паломником из Иерусалима подаренной в этот день  Собору иконе Казанской Божьей матери, а отец Иоанн кропил их Святой водой букетом распустившихся вербочек.

          Настроение у всех в этот день было ликующее.

          Вот уж поистине Преблагословенную Деву Богородицу прославляют не только ангелы и люди, но и зимняя природа.

          Мы присоединяемся к о.Сергию Снопкову и призываем всех верующих братьев и сестер в день следующего праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы собрать распустившиеся веточки вербы, принести их в Храмы на Божественную литургию и сообщить об этом автору (357700 г.Кисловодск, ул.Ярошенко,8, Емельченко Николаю Георгиевичу). Эти сведения будут собраны, обобщены и переданы в редакцию журнала «Русский Дом». Туда стекаются сообщения об этом чуде и когда их будет достаточно, редакция сможет обратиться к Святейшему Патриарху с тем, чтобы он благословил праздновать этот Богородичный праздник, как и праздник Входа Господня в Иерусалим с распустившимися вербочками.

          При этом обращаем внимание, что по нашим данным наиболее полно вербочки распускаются рано утром в сам день праздника.

 

Храни Вас Господь!

 

 

    2005 год 

 

                                                КРЕСТ И ДЕМОН НЕСОВМЕСТИМЫ

               Грот под Лермонтовской площадкой был сооружен в 1948 году и до установки в ней скульптуры демона использовался в разное время для продажи цветов и газированной воды.

          Скульптура демона была задумана и выполнена начинающим скульптором  Г.В.Курегяном как воплощение одного из литературных героев М.Ю.Лермонтова в едином композиционном решении с Лермонтовской площадкой.

          Поскольку атеизм был в те годы господствующей государственной идеологией, почти никто не обратил тогда внимания, что эта скульптура была установлена у  подножия Крестовой горы, названной так в память об установленном на ней в 1798 г. первом каменном Кресте.

          Когда в 1993г. Крест на вершине Крестовой горы был восстановлен и заново освящен, многие увидели явное несоответствие - у основания Крестовой горы под Крестом оказался демон или дьявол (демон - одно из названий дьявола) Насколько мне известно, в православном мире это единственный такой случай. Какими бы ни были частные мнения на этот счет, Православная Церковь однозначно не допускает в какой-либо форме общение с темными бестелесными силами, а тем более создание и созерцание их образов.

          Точно так же как поклонение, созерцание и молитвы перед  Иконами - это общение от образа к первообразу с изображенными на них Спасителем, Пресвятой Богородицей и Святыми, так и созерцание скульптуры демона- это вольное или невольное общение от образа дьявола с ним самим. И никакие утверждения о том, что человек просто осматривает скульптуру, не убедительны, ибо мы знаем, что главная хитрость дьявола - убедить всех в том, что его не существует. А такое общение никогда не проходит для человека бесследно. Последствия, пусть и отсроченные - это душевные и телесные недуги, неудачи в делах, беды, вплоть до потери родных и близких и смерть, так как конечной задачей дьявола и является погибель человека и его души.

          Теперь вспомним, что скульптура эта расположена в самом оживленном месте курортного парка и ее осматривают многие десятки тысяч отдыхающих  со всей страны ежегодно.

          Бог создал мир видимый и невидимый и установил в нем свои законы. Но люди, его творения, не захотели жить по этим законам, а живут по своим, кто как хочет, т.е. по беззаконию. Но без Бога, без веры в Бога ничего доброго сотворить невозможно. Это естественно, потому что «…если Господь не сожиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует стража» (пс. 126,1).

          Одним из этих беззаконий и является, на мой взгляд, спокойное и уже привычное наше отношение к такому неестественному соседству - Крест и дьявол. Святотатство всегда было грехом (и это только один из грехов), а вот за грехи наши мы и имеем то, что имеем.

          Самая богатая страна мира по природным ресурсам, трудолюбивый, умный народ, а  живем хуже всех.

          Люди, равнодушные к вопросам веры, могут сказать, что скульптура эта- произведение искусства, художественная ценность, память об авторе и поэтому трогать ее нельзя.

          Я рос, учился в одной школе и всю жизнь дружил с Г.В. Курегяном. Примерно за год до его внезапной кончины мы очень долго беседовали в его мастерской. Обращало на себя внимание большое количество изготовленных им распятий различных форм и размеров. Он с гордостью рассказывал, как участвовал в обустройстве и украшении Армянской Церкви. И тут я задал вопрос: «Как же так получилось, что ты одними и теми же руками украшал Церковь и создал скульптуру дьявола?» Ответ свелся к тому, что работа эта была заказная, и он в то время не задумывался о ее духовном смысле.

          Зашел разговор и о статье о.Дмитрия Моничева, где поднимался вопрос об этой скульптуре. Г.В. Курегян сказал, что он не считает ее своим шедевром и спокойно отреагировал на мое предположение, что ее могут оттуда убрать. Еще сказал, что сейчас делать ее он бы не стал. Почитателям таланта Г.В. Курегяна и просто всем желающим хочется посоветовать посетить его могилу на центральной аллее кладбища по ул.Седлогорской. Собственноручно выполненная им стела с изображением Креста и Ангела лучше всех слов указывает на то, к чему стремилась его душа.

          Любое творение скульптора должно вызывать определенные чувства, эмоции, запоминаться и быть узнаваемым.

          Я много раз интересовался, какие чувства вызывает демон и откладывается ли этот образ в памяти. И каждый раз получал ответ: «…что-то неопределенное, мрачное».

          Г.В. Курегян своими действительно ценными творениями украсил город и вошел в его историю. Достаточно назвать памятник А.С. Пушкину, скульптуры в малом зале филармонии, ряде санаторий, мемориальные доски и многое-многое другое.

          Демон в их ряд, как художественное произведение, на мой взгляд, не вписывается. Поэтому я не вижу ни одного убедительного довода за сохранение существующего положения со скульптурой демона в гроте у основания Крестовой горы и стоящего на ней Креста. Тем же, кто считает эту скульптуру ценным художественным произведением или каким-то памятником, можно предложить забрать ее и установить во дворе своего особняка или на даче, если, конечно, такой желающий найдется.

          По поводу неприкосновенности скульптур хотелось бы напомнить, что на Курортном бульваре, напротив Главных нарзанных ванн в свое время стоял памятник Сталину, который после его смерти убрали и скорее всего, уничтожили.

          То же случилось и с памятником Ленину, который стоял на месте разрушенного в 1936 году и ныне восстановленного Свято-Никольского Собора. Аналогичные памятники стояли на территориях практически всех санаториев города. Где они?

          Но если такая участь постигла памятники  Сталину и Ленину, то чем скульптура демона лучше?

          Сейчас много говорят о возрождении Православия и о возрастающей роли Церкви в духовной жизни общества. Если эти разговоры искренние, то может, стоит все-таки прислушаться к мнению Церкви по этому вопросу, которое она четко и однозначно определила.                                                                     

2005 год

 

ИКОНА ОЧИСТИЛАСЬ САМА

          Никто не может даже приблизительно сказать, сколько икон было осквернено и уничтожено в страшные годы гонения на Святую православную церковь после 1917 года, но, видимо, счет идет на миллионы. Иконы рубили, сжигали, над ними издевались, топтали, использовали как простые доски, из них делали табуретки. Наиболее ценные, богато украшенные, тысячами продавали за границу. И ведь делали это не только самые отъявленные революционеры-безбожники, но и предавшие Бога простые русские люди. Это, кстати, один из множества тех грехов, наказание за которые мы несем и поныне.

          Мне довелось видеть кадры кинохроники тех лет. Похоже, какая-то артель. Длинный стол, заваленный иконами, на переднем плане с довольной улыбкой бородатый мужичок, срывает блестящий, видимо, серебряный оклад  и бросает изуродованную икону на пол. За ним сидят и тем же занимаются еще 5-6 человек.

          А ведь любая икона не просто изображение. Это окно в горний мир. Через икону, молясь перед ней, верующий человек обращается от образа к первообразу с изображенными на ней Спасителем, Богородицей, Святыми Угодниками Божиими.

          Существовали строгие правила, по которым писались иконы. Занимались этим специально обученные художники-иконописцы, обязательно глубоко верующие люди,  получавшие на это благословение, которые постились, исповедовались и причащались перед тем, как начать работу над новой иконой. Изготовленные типографским способом или фотографии не почитались, так как считалось, что ее должен был  написать человек своими руками.

          Над иконой работали долго, кропотливо, используя тщательно подготовленную основу и натуральные красители, а иногда и растертые частицы святых мощей, делая ее на века. После этого икона обязательно освящалась.

          И все же, несмотря на огромные потери, еще немало старинных икон уцелели. Во многих семьях есть иконы, переходящие из поколения в поколение. Их сохранили, скрывая, порой рискуя свободой и даже жизнью, наши предки.

          Мне хочется рассказать во многом поучительную историю одной такой иконы.

          Впервые я увидел ее на руках у пожилой женщины на могилке Иеросхимонаха Стефана в г. Кисловодске.

Икона Богородицы с Младенцем Спасителем небольшая,  примерно 20 х 30 см явно старинная с отбитыми углами, написанная на выпуклой доске, попорченной шашелем, при этом изображение жучок не тронул. Икона с явно сорванным, видимо, дорогим окладом, сохранились гвозди, которыми он был когда-то закреплен. Прописаны только лики, руки Богородицы, ручки и ножки Спасителя. Как мне потом объяснили иконописцы, такие иконы писались специально под оклады, на которых рельефно чеканились остальные детали изображения.

Изумительно тонкая и сочная техника, никаких следов от кисти с плавными переходами светотеней и цветов. Специалисты сказали, что такой техники они не знают и вряд ли смогли бы ее повторить. Красочный слой местами поврежден. Икона сразу привлекает к себе внимание, от нее долго нельзя оторвать глаз. Богородица как бы с укором говорит: «Что же вы,  люди, со мной сделали?»

Есть одна характерная особенность. На большинстве икон Богородица держит младенца Иисуса на левой руке, на этой - на правой. Кроме «Почаевской» и «Достойно есть» я других таких не встречал.

Разговорившись с хозяйкой иконы, я узнал поразительную историю.

Александра Андреевна Гаман – участница Великой Отечественной войны, живущая на станции Подкумок, знала, что у ее сестры хранится их старинная семейная икона. Будучи у нее в гостях, она спросила: «…что-то я давно нашей иконы у тебя не видела, где она?»

-         Да, где-то в сарае валяется

-         Я, - говорит матушка Александра, - остолбенела - да как же ты могла такую святыню в сарай.

-         Отстань, иди, ищи, найдешь - она твоя.

-         Я переворошила весь сарай, потратила почти целый день, но иконы так и не нашла, расстроенная вошла в сени и тут увидела ведро с водой, на нем темную доску и на ней кружку. Меня как что-то толкнуло, я сразу узнала икону. Это было 3 года назад перед Рождеством. Икона была почти черная, едва угадывались лики. Я привезла ее домой, обмыла святой водой, поставила в Красный угол, помолилась и легла спать. Ночью внезапно проснулась, вся комната была озарена ярким светом. Я страшно испугалась и не сразу поняла, что он идет от иконы. Постепенно свечение стихло. Я немного успокоилась. Не зажигая света, помолилась и легла. Утром первым делом посмотрела на икону и поразилась, она очистилась и на ней проступило то изображение, которое мы все сейчас видим, причем некоторые детали со временем становятся четче и ярче».

В православии существуют три признака, по которым икона считается Чудотворной - чудеса, исцеления и самообновление. Таким образом, икона попадает под один из этих признаков.

          Матушка Александра ездила с ней по храмам, часто бывала на могилке батюшки Стефана. Мне довелось услышать от молившихся и прикладывавшихся к этой иконе много рассказов о благотворном влиянии и помощи исходящих от иконы.

          И все же икона столько  перенесла,  ничем не огражденная, была ветхая, разрушалась, и у меня перед глазами постоянно стоял ее немой укор. Я понял, что в таком виде она долго не проживет и предложил матушке Александре взяться за изготовление оклада и киота с тем, чтобы восстановить ее облик как можно ближе  к первоначальному, защитить и продлить ее век.

          Матушка Александра с радостью согласилась и доверила мне икону.

          Рисунок оклада изготовил о.Михаил Бездетный из Ессентуков. Этот славный батюшка по первому образованию художник, до семинарии закончил художественной училище, сейчас пишет иконы.

          В наше время почти никто не занимается чеканкой, но по воле Пресвятой Богородицы нашелся коллега о.Михаила по училищу художник Виктор Геуасшвили, который отчеканил  оклад. Я прорезал и подогнал в окладе  окна, совместив их с изображением, отполировал его, покрыл бесцветным лаком. Столяр Алексей Матвеевич Сердюков из Свято-Никольского собора изготовил оклад, и, когда я собрал  икону, мне показалось, что упрека во взгляде Богородицы уже не было.

          Теперь надо было ее освятить и сделать фотокопию, и здесь я уже явно почувствовал помощь Пресвятой Богородицы. Зная огромную занятость благочинного Иоанна Знаменского, я попросил его освятить икону, когда у него появится для этого время. Он предложил сделать это немедленно и освятил ее по полному чину в алтаре Свято-Никольского собора. Когда после этого я поехал по фотосалонам, оказалось, что такие репродукции никто уже не делает. По пути домой вдруг вспомнил про центральную лабораторию фотообъединения «Эльбрус» и без какой-либо надежды поехал туда. Молодой мастер Юрий Миронов сразу согласился сделать репродукцию с иконы и потратил немало времени, подбирая необходимые условия для съемки. Полированный оклад бликовал, но, в конце концов, ему удалось сделать прекрасную фотографию.

          Когда матушка Александра увидела свою обновленную икону, она не могла сдержать слез.

          Икона продолжает, хоть и медленно, обновляться. Через 3 месяца после возвращения её хозяйке я увидел икону вновь на могилке Иеросхимонаха Стефана в годовщину его смерти.  Матушка Александра радовалась, как ребенок: «…посмотрите, у нее глазик открылся». И действительно, на месте темного пятна проступило полное изображение правого глаза Богородицы.

          Эта история поучительна вот почему.

В одной семье две сестры: одна – равнодушная к вере настолько, что держала икону, как подставку для кружки с водой, другая -  глубоко верующая, для которой икона - высшая ценность в ее жизни, которая общается с ней, как  с живой. А ведь то же происходило в годы революции и гражданской войны, когда брат шел на брата.

Ещё она поучительна тем, что при бережном, трепетном отношении к старинным  иконам можно  сохранить эти бесценные сокровища и продлить их жизнь на многие годы для будущих поколений.

      Для этого надо не так уж и много усилий. Ни в коем случае нельзя пытаться что-либо обновить или дорисовать. Икона не картина. Известно, что  когда один монах-иконописец пытался что-то подрисовать на Казанской иконе Божьей Матери, изображение исчезло и появилось только после горячих покаянных молитв. Но можно и нужно, если их нет, изготовить застекленный киот и по возможности утерянный оклад.

      Эта история лишний раз подтверждает мысль о том, что каждая икона, как человек, имеет свою судьбу и живет особой, таинственной жизнью: рождается, почитается, прославляется, терпит лишения, исчезает, вновь появляется или погибает.

      И ещё об отношении к иконам. Зайдите в любой Храм, подойдите к застекленным наиболее почитаемым иконам и посмотрите на стекло сбоку. Вы наверняка увидите множество отпечатков губной помады. Наши сестры молятся и прикладываются к иконам, не задумываясь, что при этом оскверняют их, оставляя следы губной помады.

          В Храмах с этим давно смирились. Возле икон стоят флакончики с одеколоном и салфетки. Служащие периодически очищают стекла. Но так ли все безобидно? Известно, что обычай красить губы исходит к сатанинским культам с обязательным питием крови, которая оставалась на губах и делала их ярко красными.  Никакая косметика не сделает женщину красивой, если в душе у нее пустота.

          Сколько достоинства, внутреннего богатства, истиной красоты и доброты можно увидеть на лицах монахинь и пожилых, благочестивых прихожанок, которые никогда не пользовались никакой косметикой.

          Так что, дорогие сестры, не поленитесь перед тем, как приложиться к иконам, стереть с губ помаду. То же, кстати, относится и к благословению, когда вы прикладываетесь к руке священника.

          Думается, стоит иметь в Храмах на видном месте соответствующие письменные пожелания.                                                                               2005 год     

 

МАТ- УБИЙЦА

Мы привыкли к тому, что с рождения  нас окружает воздух, вода, солнечный свет, не замечаем их, считаем все это само собой разумеющимся, не ценим и думаем, что все это было всегда и будет вечно. Такова эгоистическая греховная природа человека. А ведь все это дар Божий и без воздуха, воды и солнечного света человек не может жить. Лиши его всего этого и он неминуемо погибнет.

Мы не ценим этого дара, изуродовали природу и уже, чтобы подышать чистым воздухом, едем в горы, а чистая вода продается в бутылках. Есть прогнозы, что в следующем столетии воевать будут не за нефть, а за воду.

Но есть один несравненно более ценный дар Божий, без которого человек будет просто животным - это Слово.

Воплощенным словом Бог сотворил материальный земной мир и вручил его человеку. Словами обозначается все, что нас окружает, все явления, чувства, эмоции, мысли. Словами молитв мы общаемся с Богом, Богородицей, всеми Святыми небесной Церкви, словами мы общаемся между собой. Словами удивительно точно можно передать все тончайшие оттенки мыслей, чувств, переживаний. Без слов не существовала бы история, литература, искусство, наука.

Невозможна была бы мыслительная деятельность, ибо мыслим мы категориями, образами,  в конечном счете, словами.

В Японии создан карманный переводчик с кошачьего «языка» на человеческий. Там всего несколько десятков слов.

Примитивные племена аборигенов Амазонки недалеко ушли от братьев меньших, хотя есть теория, что когда-то у них была нормальная речь, но за грехи Господь лишил их этого великого дара и они без языка – средства полноценного общения быстро одичали.

Героине романа И. Ильфа и Е.Петрова «12 стульев» Эллочке Щукиной для общения вполне хватало  30 слов типа: хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, жуть, парниша, кр-р-расота, ого и т.д.

Словарь Вильяма Шекспира насчитывает 12 тысяч слов, а вот в словаре великого русского языка С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов. Великого своим богатством, разнообразием, красотой.

Но дьявол не был бы дьяволом, если бы не пытался извратить все данное Богом.

В языческих культах существовало поклонение Фаллосу, как считали язычники, источнику жизни, наслаждений, продления рода, плодородия. Естественным при этом было частое упоминание различными словами  предмета поклонения.

Принятие Христианства требовало полного отрешения от языческих представлений. Но по дьявольскому наущению и  собственной слабости люди вошли в Новую Веру, неся с собой, порой, не осознавая этого, фрагменты языческих представлений и терминов.

Духовная основа мата очевидна. Если слово от Бога, то антислово-мат – от дьявола. Недаром святые отцы называют мат молитвой сатане. Мат относится к числу грехов, в которых подлежит исповедоваться.

Чем чище, духовнее, ближе к Богу человек и общество, тем меньше в речи мата, тем активней общество всеми средствами борется с ним. И наоборот, чем больше отступление  от Бога, тем больше люди говорят не на Божьем, а на дьявольском языке. Причем, набор матерных слов обедняет речь, одно матерное слово заменяет десятки, если не сотни обычных слов.

Вряд ли в нашей истории творилось такое, как в последние годы - матерятся все – дети и взрослые, мальчики и девочки, артисты, писатели и поэты, политики и ученые, военные и журналисты, рабочие и крестьяне, мужчины и женщины. Настоящая эпидемия поразила наш народ. На книжных прилавках горы книг и словарей, пропагандирующих и серьезным научным языком объясняющих смысл матерных выражений. Это сколько же надо труда, бумаги и финансов, чтобы выпустить все это безобразие.

Понятно, что при таком массированном информационном давлении уже практически стерты грани между «можно» и «нельзя», материться становится, чуть ли не признаком хорошего тона и тот, кто не матерится, выглядит «белой вороной».

Видимо кому-то очень нужно, чтобы мы забыли Богом данный Великий русский язык и перешли на данный дьяволом мат.

Люди неверующие могут от этого отмахнуться, но ведь и  они хотят быть здоровыми и счастливыми и прожить долгую жизнь.

Но так ли все  с их точки зрения безобидно?

Православная церковь всегда учила и учит с большим уважением и бережно обращаться со словом:  «…ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мтф.12,37). Не поощряется ненужное многословие и пустая болтовня. Многие святые годами не произносили ни слова. Преподобный Феодосий Кавказский учил: «Скажешь не более 7 слов в день – спасешься».

Ничего случайного в православии нет. За любым положением стоит Истина, данная от Бога. По воле Божьей по мере развития науки мы уже на научном уровне  начинаем понимать глубокий смысл этих истин. Одна из них - категорический запрет на мат, другая - великая сила молитв, третья- сила добрых слов. Вспомним, что Преподобный Серафим Саровский всех приходящих к нему встречал словами «…радость моя». Самыми нежными, добрыми, ласковыми словами мать разговаривает с только что родившимся ребенком, хотя смысла этих слов он еще не понимает. Такими же словами обмениваются влюбленные. На фоне этих слов, как правило, зарождается новая жизнь.

Еще одна истина - особая сила намоленной Святой и особенно Крещенской воды, которая защищает от темных бестелесных сил, исцеляет, не портится годами.

Что между этими истинами общего?

Несколько  лет назад японский ученый Масару Эмото сделал поразительное открытие. Оказалось, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, форму которых можно наблюдать под микроскопом. Так вот, вид этих кристаллов, в зависимости от информации, с которой соприкасалась вода, в том числе произносимых перед ней слов, разительно меняется от безобразной, например, от слов «дурак» и «дьявол» до удивительно красивых от слов «любовь» и «признательность». Другими словами, вода является хранителем и носителем информации, меняющей ее свойства. Речь идет о структурно-информационных свойствах воды -  способности воспринимать, запоминать и передавать информацию. Эти свойства обусловлены кластерными структурами – соединениями молекул воды в различные по форме и пространственной ориентации группы при помощи водородных мостиков.

Теперь вспомним, что тело человека на 80% состоит из воды и все биохимические, энергетические, физиологические, обменные процессы в организме происходят в водной среде. И от того, каковы свойства этой среды, зависит, в конечном счете, будет ли организм здоровым или больным.

Мат, по сути, заклинания, которыми человек вызывает и привлекает на себя темные бестелесные силы, которые нарушая внутреннюю среду организма вызываю развитие болезней.

В Православной «КП» («Волжская правда» 26.20.2004г.) опубликована статья Елены Панкратовой: «Екатеринбургский ученый Геннадий Чеурин 20 лет потратил на изучение силы бранных слов. Он утверждает, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое. Все что растет и тянется вверх. Гипотезу Г. Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ. Столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. Народным способом:  в тиши лабораторий академики, профессора и прочие доктора наук целый год матерились и читали молитвы. И доказать теорию удалось!

Когда ученые «обматерили» воду и полили ею зерна пшеницы, результат  потряс научный мир: зерна, политые водой, которую ругали сочно «трехэтажным» проросли лишь на 49%.

Зерна, политые водой, наслушавшейся вялого бытового мата, почувствовали себя получше, проросли на 53%.

А потом сердобольные ученые  попробовали обратный эффект - полили пшеницу водой, над которой читали молитвы. И она проросла на 96%. Вымахала просто по пояс.

Таким образом, ученые подтвердили своими исследованиями народную мудрость, давно известную всем дачникам и домохозяйкам: если ругаться на огороде, урожай будет хиленьким. А если материться, когда замешиваешь тесто, оно не поднимется.

Пётр Гаряев, академик Российской академии медико-технических наук говорит: «Мы создали аппарат, который «переводит» слова в электромагнитные колебания, и посмотрели, как они влияют на молекулы наследственности- ДНК. Три раза в день несколько недель магнитофон начитывал грубые фразы семенам растения арабидопсис. В итоге большинство семян погибло из-за того, что  хромосомы коряжились и рвались. А выжившие стали генетическими уродами. Надо помнить, что любое произнесенное слово – волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм».

Мат задевает глубинные слои подсознания и приводит к эскалации насилия. Действительно, драки, погромы, даже убийства в состоянии аффекта никогда не сопровождаются изысканной литературной речью, но всегда самым грубым и отборным матом.

Мат поражает всех и в первую очередь тех, кто матерится, ибо произносящий мат человек подобен радиостанции и тех, кто работает у генераторов и антенн, и тем, кто этот мат слушает, но уже в меньшей степени. Аналогия- мощность электромагнитного поля уменьшается с расстоянием.

Давайте зададимся вопросом, почему вроде бы нормальный, образованный человек, начав матерится, втягивается в это, и, начав с нескольких матерных выражений, со временем уже употребляет их через слово, испытывая от этого удовольствие и уже не может остановиться. Улавливаете аналогию с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией? У матерящегося человека возникает и развивается такая же зависимость, которая может со временем перейти в другие, более страшные, формы. Алкоголики, наркоманы говорят на своем специфическом языке, где мат занимает главное место. Мат - проводник для алкоголизма и наркомании.

Мат и мать имеют общий корень. Произнося наиболее частое матерное выражение со словом мать человек, в первую очередь, оскверняет Богородицу и свою собственную мать, давшую ему жизнь. Грех Богохульства никогда не прощается без покаяния и неизбежно влечет за собой наказание. И не имеет значения, верит человек в это или нет. А  учитывая миллионы раз в течение суток произносимые матерные слова и создаваемое ими мощнейшее информационное поле, стоит ли удивляться, что Господь отворачивается от нас, и тем бедам и болезням, в том числе ранее неизвестным, что поражают нас.

Интимные отношения даны человеку Богом, это высшее проявление любви и доверия. Обозначая их одним матерным словом, люди оскверняют данный Богом дар, и это не проходит бесследно. Установлено, что мат приводит к импотенции и заболеваниям половых органов.

Ставший обыденным и как бы безобидный, получивший широчайшее распространение мат- это только один из эпизодов той невидимой, но жестокой духовной брани, которая  идет в мире в наше время.

Мат - это реальный механизм  самоуничтожения и уничтожения нации, и не понимать этого и не бороться с ним - значит открыть ворота для еще большего вторжения в нашу жизнь темных сил, стремящихся погубить души людские и все живое.

2007 год

 

 


[*] Перепечатано: ж. «Русский дом». №12, 2003

** Беседа приводится полностью и заключается комментарием Н.Г. Емельченко, в котором раскрывается мировоззренческая позиция врача и гражданина.

 
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика