• Регистрация
МультиВход

Свт. Феофан Затворник о Л.Н. Толстом

Вот небольшой фрагмент письма, непосредственно касающийся антихристанских публицистических брошюр, издававшихся Л. Толстым, - с выражением предельно ясной отрицательной позиции Владыки Феофана ко всему его учению в целом как учению, безусловно, сатанинскому: «...Книжек, противных вере, не читайте, и речей таких не слушайте. Если случится что услышать, изгоняйте то из головы, и старайтесь восставить в силе святое учение веры, пока вычистится сознание и атмосфера душевная. Наш Граф Лев Толстой-сумасшедший много разбросал книжек богохульных, и сам лично непрестанно хулит всё святое... Это враг Божий и слуга диаволь. - Уж не пробрался ли он в Ваше захолустье?!! Индийские чудотворцы - фокусники, какие и у нас бывают. Спириты то же выделывают. Замысловатые штуки... Всё это вражьи проделки - на пагубу нам. Блюдитесь от сеятелей лжи пагубной!» (Диакон Георгий Малков. «Бога имея пред очами...»...

К вопросу о реальном, по сути, антихристанстве Л. Толстого святитель Феофан вообще не раз возвращался в своих письмах. Тема эта весьма его волновала - в силу того духовного соблазна для русского общества, что вносили безграмотные (с точки зрения православной догматики и екклизиологии), но казавшиеся чрезвычайно «духовными» и чуть ли не профетическими как самому Толстому, так и его почитателям, псевдоевангельские самостные фантазии известного писателя. Так, в письме к протоиерею Н.Ф. от 1 июня 1885 г. святитель взволнованно обращался к нему: «Слыхали-ль вы про евангелие Льва Толстого?... Теперь слышу, что у него также тайком распространяются еще две статьи: критика догматов Церкви и - в чем моя вера...Тут... сокровища премудрости изрыгнуты... хулы на Церковь Божию, на св. Отцев и даже на Апостолов, кои все будто - суть исказители учения Христова... Сам же он не верит - ни в Святую Троицу, ни в Воплощенное домостроительство, ни в силу таинств... Сын Человеческий у него - то разум всечеловеческий, то сущность человечества. Есть ли Бог, - не видно...

Как будущей жизни нет у него, а люди продолжают жить только в потомстве, то вся забота у него - составить программу счастья на земле. Внемлите. Се пункты:

1) не противься злу: пусть бьют, режут, грабят; молчи и терпи;

2) суды не нужны;

3) ни полиции, ни жандармов, ни войска... Всё это насилователи свободы.

4) с женою не разводись, хоть она и неверна. Брака у него тоже - нет.

5) Война богопротивна - и войска не нужно...

Радуйтесь, российстии людие!

Зло потихоньку расходится. Уродливый план осчастливления не привьется, а все пункты неверия не останутся без последователей»

В другом письме (без даты - но явно второй половины. 1880-х гг.) святитель замечает о Толстом: «Он очень не любит... догматов, ибо не любит Церкви. А почему Церковь ему не по сердцу, - не видно... Одно видно, что она против его учения. Но в этом не укор, а хвала. Ибо его ученье самое фантастическое... Мне представляется, что он близок к помешательству... Так у него все нелепо...»

В еще одном письме, опубликованном в 1895 году в Тамбовских Епархиальных Ведомостях, Вышенский затворник, отнюдь никогда не «затворявшийся» от российской религиозно-общественной жизни (одно время он даже собирался ответить в печати на антихристианские измышления Толстого), так характеризовал последнего: «У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни, а Господь Иисус Христос - простой человек. В его писаниях - хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин, как написал сам св. апостол Павел волхву Еллиму, противившемуся его проповеди на острове Кипре (Деян. 13, 8-10). Этот бесов сын дерзнул написать новое Евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. И за это он есть прóклятый апостольским проклятием. Апостол святый Павел написал: «кто новое Евангелие будет проповедывать да будет проклят, анафема (Гал 1: 8)....он (Толстой) есть подделыватель безчестнейший, лгун, обманщик...

Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте... В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, и всесторонне обличен в безумии и злоумии. Но журналы духовные кто читает?» (Там же. С. 42).

Особенно святителя интересовал характер и уровень толстовской критики церковных догматов, которая - после ознакомления Феофана с толстовскими писаниями - оказалась, по его мнению, всего лишь «страшной путаницей», следствием или «лукавства или же глупости» знаменитого писателя, взявшегося вовсе не за свое дело (см.: Там же. С. 136). И чуть подробнее по этому же поводу он замечает в другом письме, давая окончательную свою оценку околорелигиозным фантазиям Толстого: «Критику... мне прислали наконец. Она есть критика «Догматики преосв. Макария» и разбирает догматы, как их изображает этот Владыка. Но все же в виду имеется показать несостоятельность учения православной церкви. Из всех статей Толстаго эта самая ничтожная. Он бежит по Догматике, как вагоны по чугунке..., и заметки его самыя беглыя и неверныя от быстроты полета...

Вон начали его тузить, в «Православном Обозрении» и в журнале «Вера и Разум», и в Киевском Философском Трехмесячнике. Однакоже в наше время неверия и распущенности умственной и нравственной статьи его, при всей несостоятельности, могут иметь пагубныя последствия, особенно для учащейся молодежи»

Пагубные последствия явились вскоре и для самого Льва Николаевича... Отлучение от Церкви - что может быть страшнее для всякого «нормального» человека? Отлучение от Вечной Жизни во Христе?

Страшно впасть в руки Бога Живого - особенно тому, кто всю жизнь убеждал себя, что живет и творит «новую веру» во имя Божией Правды, творя, однако, ложь и эту же ложь унеся с собой и в могилу... Потому, верно, страшна и эта его могила - без креста и Христа: как будто в барском лесу любимая собачка похоронена...

Господи, по велицей милости Твоей, если возможно, просвети и прости его мученицу-душу - хотя бы за гробом!

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.
Живое слово
Фотогалерея
Яндекс.Метрика