Православные женские имена: происхождение, варианты, что значат

Православные имена

Согласно обычаям русского именования православное имя (церковное, каноническое) – это личное имя, данное человеку и закреплённое за ним по христианским традициям. К ним относятся имена, которые взяты из православного календаря. Поэтому их ещё называют календарные, либо агиографические имена. Они имеют в основном греческое происхождение, но встречаются имена, образовавшиеся благодаря латинским и славянским языковым группам.

Верующие люди стараются проживать свою жизнь согласно религии, соблюдая все её традиции. Так согласно Библейским традициям вопросу имени для православного человека всегда придавалось большое значение. Люди считали, что, дав ребёнку имя праведника, его носитель становился причастником к доле святости и славы, которую имел первоначальный обладатель имени у Бога. Поэтому как у иудеев, так и у христиан во многих поколениях повторялись имена Исаака, Авраама и Иакова.

В раннем христианстве не существовало определенного регламента получения имени человеку. Немало имён было языческого характера. А христианскими их сделали обладающие ими люди, став святыми.

Эффект прецедента для любого верующего в его жизни играет очень важную роль. Так если в его религиозной жизни произошёл случай, ставший примером, то и последующий свой путь необходимо строить таким же образом. Всё это делается для достижения главной цели, которая заключается в спасении собственной души.

Можно сказать, что такой подход в чём-то напоминает традиции Ветхого завета. Но стоит отметить и разницу. Так в Ветхом завете святые, чьи имена носят люди, не играют в их жизни активно роли и являются в большей степени данью традиций, чем проявлением чего-то свехестественного.

С точки зрения христианства всё наоборот. Человек, носящий имя святого, имеет тесную взаимосвязь с ним. Святой является «небесным покровителем» этого человека и оказывает влияние на его судьбу. Такая традиция – давать имена в честь святых и получать в их лице поддержку – быстро заняла своё место в религии. Она появилась на Руси вместе с принятием Православия. А князь Владимир, креститель Руси, в таинстве крещения получил имя Василий.

В семьях христиан в России имя всегда выбиралось родителями. А в Синодальный период это право перешло к священнослужителю, совершающему таинство крещения. Он в свою очередь чаще всего пользовался святцами. Святцы представляют собой распределенный по датам кончины список святых. Эти даты считались началом вечной жизни и именно на них приходились особые церковные праздники. Благодаря тому, что святцы за многовековую историю постоянно пополнялись, в настоящее время Церковь практически ежедневно отмечает память святых. Таким образом, у родственников, придерживающихся этих обычаев, есть возможность выбора. Но чаще всего имя ребёнку даётся непосредственно родителями, а священник лишь подтверждает его при имянаречении.

Как выбрать имя новорождённому?

Имя ребёнку в христианских семьях родители обычно дают в честь канонизированных святых. Выбор обычно осуществляется либо по святцам, либо в честь святого, почитаемого в семье. Так родители в своём чаде могут увековечить своё отношение к небесному покровителю.

Со временем каноническое имя вошло в употребление и утвердилось как основное имя человека. Часто имена меняли свою форму в произношении и написании. Так, например, имя Иоанн стало звучать в неканоническом виде как Иван. А некоторые имена религиозных деятелей средневековья, такие как Ольга, Глеб, Владимир, были канонизированы и внесены в ряд календарных.

В советское время православные имена сознательно вытеснялись, замещаясь иностранными и “советскими” именами. С наступлением “оттепели” 50-60-х годов снова начался всплеск популярности некоторых православных имен, таких как Екатерина, Анастасия, Елизавета.

Православные женские имена: происхождение, варианты, что значат

Православие – выступает одним из главных течений христианства. Дословный перевод слова с греческой речи значит «правильно прославлять». Время зарождения православия приходится на 1 тыс. нашей эры. На сегодня это 3 по популярности направление христианства (перед ним католицизм и протестантизм).

В России, Украине и других странах бывшего СССР основная религия – православие. Поэтому неудивительно, что оно нашло своё отражение во всём, в частности, в национальных именах. В этом материале рассмотрим православные женские имена: их историю, примеры.

Откуда возникли женские имена русские православные?

Православные (или иначе церковные) имена – представлены довольно обширным списком, так называемыми «Святцами» (или по-другому именуются «церковным календарём»). Дата составления церковного календаря приходится на 7 столетие, а его автором стал святой Иоанн Дамаскин. «Святцы» используют для наречения даты почтения различных святых личностей.

Когда русское православие только зарождалось – возникают имена по Святцам для девочек, увековечивающие память о святых Восточной Византийской церкви, как правило, греческого происхождения:

Немало имён имели латинские корни:

Известные и имена с персидскими корнями:

Довольно популярными в «Святцах» стали имена праведных женщин, заимствованные из Библии:

  • Ева – наполненная жизненной силой;
  • Саломия – смиренная.

Кроме того, ранние православные имена девочек обладали языческими мотивами. Этому способствовали святые люди, названные такими имяреками, которых православная церковь отнесла к лику святых.

  • греческое имя Олимпиада обладает сразу двумя значениями: у язычников это «та, что восхваляет божеств), а у православных – «славящая небеса»;
  • христианское имя Муза – приходится тем же греческим именем, данным в честь языческой богини искусства;
  • женское имя Пелагия исходит от древнегреческого «пелагиос» — то есть «из моря». Это был один из эпитетов греческой богини красоты и любви Афродиты.

Немало можно повстречать и имён, имеющих связь со славными героинями древнегреческого эпоса:

  • Ариадна – та, что сохраняет верность своему мужу;
  • Харита – отличается любезностью.

А некоторые из православных женских имяреков проливают свет на место, где девочка появилась на свет либо где она проживает во взрослой жизни (Лидия – жительница одноимённого дневнегреческого города).

Также дочерей часто нарекали в честь отцов, дедушек, в связи с чем, в церковном календаре возникло немало вариантов имён, применимых для представителей обоих полов:

Из-за раскола христианской церкви в 11 столетии, католичество отделилось от православия. Раньше же «Святцы» были едины для всех. Поэтому-то множество православных женских имяреков являются идентичными с теми, которые приводят католические Святцы:

  • Августа – является священной;
  • Варвара – пришла из чужих земель;
  • Зоя – владелица сильной энергетики;
  • Екатерина – отличается духовной чистотой;
  • Ираида – выступает героиней.

В наши дни перечисленные варианты наречений по всему миру признаются как типичные христианские имена.

Примечательно, что есть также имена для девочек по месяцам по церковному именослову. Каждый месяц года почитаются определённые святые женщины, в честь которых и нарекают новорожденных малышек.

Новые варианты имён девочек по церковному календарю

Многовековая история наложила свой отпечаток на конфессию христианских имяреков: в неё привлекались всё новые и новые имена с различной этимологией (славянские, грузинские, скандинавские и так далее).

Почему так происходило? Здесь сыграло свою роль массовое распространение православия по иностранным государствам, а ещё – канонизация новых святых.

К примеру:

  • имя Мстислава – традиционное славянское, но теперь оно считается новым православным именем (значит «та, что искусно мстит) в честь новой мученицы церковного календаря.

Отличительные черты русских православных имён

На территории российских земель расширяется употребление церковных имён после 988 года нашей эры – когда было произведено Крещение Руси. Правда, есть некоторые различия между первоначальной формой имён и их используемой в быту версией. А именно:

  • Иулия – превратилась в Юлию;
  • Арина – в Ирину;
  • Пелагия – в Пелагею;
  • Иулиания – в Ульяну и так далее.

Объясняются подобные изменения очень просто: непонятные для русского народа имяреки не воспринимались, поэтому частично они были адаптированы под национальную речь.

Имена для девочек редкие и красивые православные

Церковные «Святцы» содержат большое количество очень благозвучных имён для представительниц прекрасного пола. Такие имяреки обладают не просто привлекательным звучанием, но и отличаются характеристикой определённой христианской добродетели:

  • Исидора – превратилась в юродивую ради Иисуса;
  • Клеопатра – славится по своему отцу;
  • Кира – является госпожой;
  • Серафима – огненная;
  • Рафаила – исцеляющая.

Церковные имена при крещении: список

Теперь, когда мы изучили главные особенности православных имён, можно перейти к обзору самых популярных вариантов.

  • Агафия – является доброй, хорошей.
  • Агния – хранит свою невинность.
  • Алевтина – наделённая большой силой.
  • Акилина – орлица.
  • Александра – та, что оберегает других.
  • Алла – выступает богиней, другой.
  • Алёна – является прекрасной женщиной.
  • Анастасия – та, которая воскресла.
  • Агриппина – является дикой, необъезженной лошадью.
  • Агата – отличается добрым, хорошим нравом.
  • Августа – отличается величественностью, благородством.
  • Аза – девушка крепкого телосложения.
  • Ангелина – выступает посланницей Божьей.
  • Анисия – исполняющая, завершающая.
  • Анна – наделённая милостью Господа, отличается силой и храбростью.
  • Антонина – рвётся в битву, является противницей, цветком.
  • Анфиса – цветочная.
  • Аполлинария – принадлежащая богу Аполлону.
  • Ариадна – у имени много значений: чистая, привлекательной внешности, верная либо правящая.
  • Валентина – обладающая большой физической силой, отменным здоровьем.
  • Валерия – наполненная жизненной энергией.
  • Варвара – она не знает греческого языка, выступает грубой чужеземкой.
  • Васса – ассоциируется с пустыней.
  • Василиса – является царственной особой.
  • Виктория –та, что становится победительницей.
  • Вера – будет хранить верность, служительница Господа.
  • Вероника – она обязательно принесёт победу.
  • Галина – является спокойной, тихой.
  • Глафира – отличается изяществом, внешней красотой, имеет гладкую кожу.
  • Гликерия – сладкая.
  • Дария – несколько значений: владеющая знаниями; та, которую подарили.
  • Дорофея – подаренная Господом.
  • Домна – является госпожой, повелительницей.
  • Досифея – та, что выражает свою искреннюю благодарность.
  • Ева – та, что дышит и живёт.
  • Евгения – имеет хорошие гены, происходит из знатной семьи.
  • Евдокия – та, что благоволит.
  • Евфросиния – радостная.
  • Екатерина – чистая духовно.
  • Елена – является светлым человеком.
  • Елизавета – она была посвящена Всевышнему, свято чтит его, молится ему.
  • Ефимия – является благочестивой христианкой.
  • Зинаида – божественного происхождения.
  • Злата – имя ассоциируется с металлом золотом.
  • Зоя – имеет много жизненных сил.
  • Иванна – Господь даровал ей свою милость.
  • Илария – ведёт себя тихо, радуется.
  • Исидора – довольно замкнутая девушка, всё предпочитает «держать в себе».
  • Ия – в честь цветка фиалки.
  • Ирина – имеет спокойный, миролюбивый нрав.
  • Ираида – происходит от рода древнегреческой богини Геры, является дочерью героя.
  • Капитолина – та, что появилась на свет в Капитолии.
  • Кира – выступает госпожой, властной, солнечной.
  • Клавдия – прихрамывающая.
  • Кристина – является рьяной христианкой.
  • Ксения – пришла из чужих земель, проявляет гостеприимство.
  • Лариса – выступает чайкой, сладкой, крепостью.
  • Лидия – так называлась определённая область в Малой Азии; владелица музыкальных талантов.
  • Любовь – та, что умеет любить.
  • Людмила – она мила другим.
  • Лия – та, которая устала, утомилась.
  • Маргарита – жемчужинка.
  • Марина – принадлежит морской стихии.
  • Мария – её появления на свет очень желали; является горькой, безмятежной.
  • Матрона – дама знатного сословия.
  • Мелания – является чёрной, тёмной.
  • Милица – является медовой.
  • Марфа – приходится госпожой, хозяйкой.
  • Надежда – та, что дарует чувство надежды.
  • Наталья – она появилась на свет в Рождество; является родной.
  • Ника – победительница.
  • Неонилла – обновлённая, молодая, свежая, юная.
  • Нина – выступает правнучкой; ассоциируется с юностью; является госпожой.
  • Нона – девятый по счёту ребёнок в семье; была отдана в посвящение Господу.
  • Оксана – является гостей; сама проявляет гостеприимство.
  • Ольга – отличается святостью, несёт свет, великая.
  • Олимпия – имеет божественное происхождение, дочь богов-Олимпийцев.
  • Павла – небольшая, миниатюрная.
  • Пелагия – относится к стихии моря.
  • Пульхерия – обладает прекрасной внешностью.
  • Прасковья – имя давалось в честь пятого дня недели – пятницы.
  • Раиса – имя имеет несколько значений: лёгкая и предводительница.
  • Руфина – девушка с рыжими, золотистыми волосами.
  • Римма – та, что появилась на свет (либо живёт) в Риме.
  • Регина – царских кровей, выступает королевной.
  • Саломия – миролюбивая, несущая мир.
  • Сара – происходящая из знатного рода, благополучная.
  • Светлана – ассоциируется со светом, добром.
  • Сусанна – ассоциируется с цветком белой лилии.
  • София – славится своей мудростью.
  • Стефания – благородного сословия, имеющая корону на голове.
  • Таисия – та, которую посвятили богине Исиде; отличается плодовитостью.
  • Тамара – имя дано от названия смоковницы, финиковой пальмы.
  • Татьяна – выступает учредительницей, устраивает всё.
  • Юлианна – обладает пушистыми, кудрявыми волосами.
  • Юлия – происходит из семейства Юлиев.
  • Цецилия – лишённая возможности видеть; в ином варианте – страдающая от близорукости.
  • Христина – является дочерью Христа.
  • Феодосия – выступает даром божеств.
  • Феврония – отличается лучезарностью, ясностью, несёт свет в мир.
  • Феофила – та, что любит Господа своего.
  • Федора – девушка, появившаяся, как подарок свыше.
  • Фаина – является блестящей.
  • Фекла – возносящая славу Всевышнему.

В завершение предлагается тематический видеоматериал:


Православные женские имена: откуда происходят, варианты

Православные имена

Согласно обычаям русского именования православное имя (церковное, каноническое) – это личное имя, данное человеку и закреплённое за ним по христианским традициям. К ним относятся имена, которые взяты из православного календаря. Поэтому их ещё называют календарные, либо агиографические имена. Они имеют в основном греческое происхождение, но встречаются имена, образовавшиеся благодаря латинским и славянским языковым группам.

Верующие люди стараются проживать свою жизнь согласно религии, соблюдая все её традиции. Так согласно Библейским традициям вопросу имени для православного человека всегда придавалось большое значение. Люди считали, что, дав ребёнку имя праведника, его носитель становился причастником к доле святости и славы, которую имел первоначальный обладатель имени у Бога. Поэтому как у иудеев, так и у христиан во многих поколениях повторялись имена Исаака, Авраама и Иакова.

В раннем христианстве не существовало определенного регламента получения имени человеку. Немало имён было языческого характера. А христианскими их сделали обладающие ими люди, став святыми.

Эффект прецедента для любого верующего в его жизни играет очень важную роль. Так если в его религиозной жизни произошёл случай, ставший примером, то и последующий свой путь необходимо строить таким же образом. Всё это делается для достижения главной цели, которая заключается в спасении собственной души.

Можно сказать, что такой подход в чём-то напоминает традиции Ветхого завета. Но стоит отметить и разницу. Так в Ветхом завете святые, чьи имена носят люди, не играют в их жизни активно роли и являются в большей степени данью традиций, чем проявлением чего-то свехестественного.

С точки зрения христианства всё наоборот. Человек, носящий имя святого, имеет тесную взаимосвязь с ним. Святой является «небесным покровителем» этого человека и оказывает влияние на его судьбу. Такая традиция – давать имена в честь святых и получать в их лице поддержку – быстро заняла своё место в религии. Она появилась на Руси вместе с принятием Православия. А князь Владимир, креститель Руси, в таинстве крещения получил имя Василий.

В семьях христиан в России имя всегда выбиралось родителями. А в Синодальный период это право перешло к священнослужителю, совершающему таинство крещения. Он в свою очередь чаще всего пользовался святцами. Святцы представляют собой распределенный по датам кончины список святых. Эти даты считались началом вечной жизни и именно на них приходились особые церковные праздники. Благодаря тому, что святцы за многовековую историю постоянно пополнялись, в настоящее время Церковь практически ежедневно отмечает память святых. Таким образом, у родственников, придерживающихся этих обычаев, есть возможность выбора. Но чаще всего имя ребёнку даётся непосредственно родителями, а священник лишь подтверждает его при имянаречении.

Как выбрать имя новорождённому?

Имя ребёнку в христианских семьях родители обычно дают в честь канонизированных святых. Выбор обычно осуществляется либо по святцам, либо в честь святого, почитаемого в семье. Так родители в своём чаде могут увековечить своё отношение к небесному покровителю.

Со временем каноническое имя вошло в употребление и утвердилось как основное имя человека. Часто имена меняли свою форму в произношении и написании. Так, например, имя Иоанн стало звучать в неканоническом виде как Иван. А некоторые имена религиозных деятелей средневековья, такие как Ольга, Глеб, Владимир, были канонизированы и внесены в ряд календарных.

В советское время православные имена сознательно вытеснялись, замещаясь иностранными и “советскими” именами. С наступлением “оттепели” 50-60-х годов снова начался всплеск популярности некоторых православных имен, таких как Екатерина, Анастасия, Елизавета.

Что означают Православные имена: толкование и история происхождения

Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика — будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) — упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена — в этом легко убедиться, раскрыв святцы, — носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.
Имя древнееврейское, которое в переводе значит — Благодать Божия.
В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.
Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.
И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.
Иоанн Власатый — Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.
Иоанн Дамасский — отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.
Иоанн Кронштадтский — великий русский пастырь и общественный деятель.
Иоанн Палестинский — выдающийся постник.
Иоанн Константинопольский — патриарх и выдающаяся личность своего времени.
Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.
То же наблюдаем относительно других известных имен.
Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя — определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю, называя каждое светило его именем, и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого; Навал — безумец и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей — вынутый из воды, иногда — на предназначение человека: Исаия — да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье — Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи — Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам — росту, особенностям телосложения — Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен).
Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь — это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман, Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил — происходило от названия города Рим; имя
Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и с Христом — Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет:

«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности».Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».
Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.
День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами, или днем Ангела.

Святой Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:

«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов.

Как правильно дать имя православному ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем не православным — это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.
Некоторые святые имеют по два имени — имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга — Елены. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка .
Можно дать имя, как сегодня распространено, в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.
С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери — Марии. Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария — в честь святых Марий, которых множество.

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя — на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя.).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них — обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем и заступником. В этом православном календаре приведены наиболее распространенные имена святых, прославляемых Церковью, и указаны дни их памяти по новому стилю.

Если человек крещён в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известно, в честь какого святого он был наречён. Но бывает и так, что люди, крещённые в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого они названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре (святцах, месяцеслове) не раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, с именем Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

В Церкви сложилась следующая практика: если в православном календаре встречаются несколько дней памяти святых, тезоименитых с Вами (тезоименитый — соименный, с тем же именем), то из этих дней Вашим днём Ангела будет день, совпадающий с днём Вашего рождения или ближайший после Вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет Вашим небесным покровителем.
Если Вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то в ближайший день после Вашего дня рождения — это день Ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соименного с ним святого.

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или в дня три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Даруя родителям ребёнка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по православному календарю — месяцеслову, в который включены имена святых, прославленых Церковью.

То, что ребенку дается при Крещении имя, известно всем. Причем делается это не по выбору или желанию родителей, а в честь какого-либо святого, обычно того или той, память которого (которой) отмечается в этот день Церковью. Выбирается имя в соответствии с так называемыми святцами — церковным календарем, в котором указано памяти какого святого посвящается день.

Церковный именослов исполнен глубокого смысла, который, впрочем, был ведом на Руси всем — от простого крестьянина до монарха. Каждый день посвящается памяти определенных святых, празднику или чудотворной иконе. И не имя дается, как внешний знак, человеку, а человек «дается» имени, причисляется как бы в «дружину» того или иного-мученика или подвижника. Важно, в какой день, под чьим именем ты родился и тебя крестили: Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер.

Следует учитывать, что в православные святцы попали имена еврейские, греческие, римские, которые на этих языках могут иметь и положительный смысл, но для русского слуха неблагозвучны или вызывают неприятные ассоциации.

Христианские имена появились на Руси еще до принятия христианства — их принесли варяги. С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые календарные имена (Анисим, Федор, Анна, Мария, Елизавета). При Крещении человеку давалось второе, календарное, имя, которое могло иметь древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские или древнеегипетские корни.

Для русского человека чужестранное имя было непонятно и им пользовались только в документах, в быту его не употребляли.
Имена в святцах часто повторяются, так как наиболее популярные из них (например, Александр, Андрей, Владимир, Василий) повсеместно использовались для именования людей, а многие редко используемые были исключены из списков.

Важно, в какой день родился ребенок и под чьим именем его крестили: именно Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер. Поэтому следует правильно выбирать имя ребенку при Крещении. Ребенок должен получить защиту ангела-хранителя.

Святой, именем которого называется ребенок, считается «покровителем» своего тезки. Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день Ангела, т. е. день святого, по имени которого назван. «Именины» никак не связаны с днем рождения, как некоторые считают, это день Крещения.

Православные имена

Православные мужские и женские имена – это личные имена, закрепляющиеся за человеком согласно христианским традициям. Они представляют собою наименования церковные канонические, взятые из православного календаря…

О православных именах

Верующие люди, как католики, так и христиане, стараются проживать свои жизни согласно религии. Так же происходит и в православии. И стоит отметить, что в соответствии с библейскими традициями, именованию человека и вопросу наречения его библейским православным именем, всегда отдавалась дань в виде большого значения. Именно поэтому-то многие православные верующие люди и стараются своих детей еще при рождении нарекать именами Святцев.

К слову, в раннем христианстве как такового регламента, в соответствии с которым получалось бы имя, не было, а большинством имен, дававшихся в то время детям, были языческими. Но со временем многие языческие имена были причислены к христианским – это случалось в момент, когда их носителей причисляли к числу Святых за те или иные религиозные и не только поступки.

Список православных имен

По приданию, ребенок, носящий имя известной личности, возведенной в ранг Святой, на протяжении всей своей жизни будет иметь с этой личностью тесную духовную взаимосвязь. Сам же Святой, исходя из традиций и суеверий, является «небесным покровителем» того самого ребенка на протяжении всей его взрослой жизни и может оказывать непосредственное влияние на его судьбу.

Кстати говоря, традиция именовать детей во время крещения именами Святых появилась впервые вместе с принятием Православия. Тогда же, во время таинства крещения Руси, свое «второе» имя получил и креститель, князь Владимир – его церковным именем стало имя Василий.

Как правильно определить имя и дату именин?

На самом деле процедура определения даты именин и имени Святого, которое можно дать ребенку, достаточно проста. Если в день рождения ребенка нет именин какого-либо Святого, имя которого вы хотели бы дать ребенку, то тогда нужно выбрать ближайшего Святого, именины которого справляются не позднее, чем через восемь дней. Такой Святой и будет святым покровителем вашего ребенка, и именно дата его именин и будет праздноваться вашим ребенком в будущем.

Если же вы хотите дать имя ребенку строго в соответствии с церковными традициями, то тогда должно быть выбрано имя Святого, память которого празднуется строго в 8-ой день после рождения ребенка.

Интересный факт – многие родители и просто верующие люди обращают внимание на дату канонизации Святого, путая ее с понятием именин, но на самом деле дата канонизации является лишь фиксацией конкретного факта, не более того. К тому же, обратите внимание на то, что в свое время святые канонизировались не сразу, а лишь спустя десятки лет после свершения святых дел.

И еще один важный момент – запомните, имя, данное ребенку при крещении, остается с ним до самого конца жизни, оно неизменно и сохраняется за человеком даже после смерти. Единственное исключение, когда православное имя, полученное при крещении, может быть заменено, это факт принятия человека в монашество, что случается в современности крайне редко.

Православные имена и их появление на Руси

Появление православных имен в славянской культуре датируется XVII веком. Но история их внедрения в культуру растягивается на десятки лет. А все дело в том, что в самом начале многие из священных имен были новыми и непонятными для крестьян, некоторые из них крестьяне не могли даже произнести правильно. Более того, в те далекие времена неправильное написание или произношение имени приравнивалось к тяжелому преступлению, за которое наказывали. Именно поэтому-то многие православные имена того времени и не использовались.

Лишь в конце XVII века начали появляться новые формы неизвестных до этого имен, новые произношения и звучания, которые позже укрепились. Произошла как таковая ассимиляция, благодаря которой список используемых на Руси православных имен пополнился десятками новых. А чуть позже новые формы были даже утверждены, благодаря появившемуся царскому указу. С того момента многие из таких православных имен стали на законных основаниях женскими и мужскими православными именами. Например, Иоан переросло в Иван…

С тех пор многое изменилось. Перечень православных имен постоянно пополнялся, появлялись в именослове по Святцам новые именные вариации, и уже через некоторое время в обиход вошли такие вариации как Олег, Глеб, Игорь и даже Владимир. Но касалось это не всех имен. Например, были и те, что переводились дословно с других языков. К примеру, такие известные и популярные формы как Надежда, Вера, и Любовь, были образованы в следствие перевода таких древнегреческих вариаций как Пистис, Элпис и Агапе.

Каким Святым принадлежат православные церковные имена?

В современности принято ровнять под одну линейку всех Святых и просто говорить, мол, «это церковное православное имя». Но дело в том, чо на самом деле все имена подразделяют на категории в зависимости от того, кому принадлежали. Более того, сами Святые были в свое время поделены на несколько категорий. Если точнее, аж на десять категорий.

Деление зависит от характера христианских подвигов, которые совершались Святыми. Традиционное церковью их подразделяют на лики, или разряды, если простым языком. То есть, православные церковные имена в соответствии с этим утверждением делятся на имена:

  • Пророков – Божьи избранники, которым он открывал Свою волю;
  • Апостолов – это первые ученики Иисуса Христа, и все они принадлежат к первым двенадцати ученикам, которые и стали Апостолами;
  • Просветителей и Равноапостольных – это в своем большинстве Святые, что привели своими проповедями к Христу целые народы и государства, до этого не веровавшие в Христа и его деяния;
  • Святителей – среди их небольшого количества пастыри, отцы, и как таковые учителя Церкви, что смогли получить благодать Святого Духа от апостолов;
  • Мучеников, Великомучеников, Исповедников, и Страстотерпцев – в своем большинстве это Святые, которыми была принята мученическая смерть, или которыми испытывались жестокие гонения конкретно из-за христианской веры;
  • Преподобных – а это в своем большинстве Святые люди, что пожертвовали во имя веры в Бога и христианства своими собственными мирскими благами, семейными и общественными отношениями, статусами и не только;
  • Бессребреников – тут уже речь идет о Святых, что служили жертвенно и бескорыстно всем, кто нуждался в помощи (бедным, больным и страждущим);
  • Блаженных – Святые, получившие дары чудотворения и пророчества, несмотря на гонения, поношения и отречение от привычного образа жизни;
  • Праведных – угодившие Богу и христианской вере, но при этом не пожертвовавшие ни образом жизни, ни другими ценностями;
  • Благоверные – к этому лику отнесены правители, цари, князья.

Другими словами, среди церковных православных имен много таких, которые принадлежали Святым, отнесенным к разным ликам. Но не стоит думать, что те или иные лики имеют меньшую или худшую в сравнении с другими именами энергетику. В этом плане христианские имена не подразделяются.

Для справки: далеко не все святые, имена которых были занесены в церковный православный именослов, описаны историей, и далеко не все подвиги их были описаны в писаниях. В именослове достаточно много имен Святых, которые были занесены в именослов, но не были описаны, ни в плане деяний, ни в плане лика.

Православие в СССР и современности

Как таковым большевицким режимом православная церковь и как таковое богослужение считалось идеологическим враждебным институтом, которому была объявлена самая настоящая война. Более того, церковь считалась внутренним противником, создающим еще один очаг революции. Именно поэтому-то режим и боролся с церковью всеми возможными способами.

Аж до 1939 года правительством (режимом) ставились цели по полному уничтожению религиозной деятельности, из-за чего к 39-ому году и было уничтожено большинство деятелей, так или иначе связанных с православием и церковью. Только к 43-ему году церковь начала восстанавливаться, и более того, было даже дозволено выбирать Патриархов.

В современности же, когда наступила эпоха толерантности, к православию относятся точно также, как и к любой другой религии. При этом православие распространено не только на территории стран, некогда входивших в состав Руси, а позже и СССР, но также и далеко за границами Европы. В связи с этим распространились по миру и православные христианские имена, часть из которых даже была отнесена одновременно и к католической вере.

Как выбрать ребенку подходящее православное имя?

Православные имена девочкам и мальчикам даются сегодня не так уж и часто, как хотелось бы. Все больше современных родителей не разделяют понятия религии и именую своих детей по принципу «понравилось и дали». Хотя все же еще остаются и те мамы с папами, которые готовы дать новорожденному ребенку православное имя в соответствии с традицией именования.

Современные верующие родители именуют своих детей в честь канонизированных Святых. Обычно выбор осуществляется, либо по Святцам (имеется специальный именослов по Святцам), либо в соответствии с семейными традициями – в каждой отдельной семье может почитаться определенный Святой.

Существует несколько дополнительных вариантов выбора православного имени для мальчика или девочки. Так, обычно выбирается имя Святого, дата именин которого отмечена в ближайшее время после рождения ребенка. Или же второй вариант – ребенку дается имя Святого, именины которого справляются на восьмой день после рождения.

К слову, не обязательно давать мальчику православное имя, или девочке, при рождении, ведь во время крещения все равно ребенку будет даваться иное имя, если его настоящее не соответствует традициям и не числится в именослове православных имен. Если при крещении Николай может остаться Николаем, то Максим может стать Максимилианом, к примеру.

Statusname

Православные женские имена

Фото. Серпухов. Автор: Sergey Dzyuba / Shutterstock.com.

Православие – одно из главнейших направлений в христианской религии, в дословном переводе с греческого означает «правильное прославление». Православие зародилось в Византии в первом тысячелетии после Рождества Христова и сегодня является третьим по численности христианским направлением в мире после католицизма и протестантизма. Эта конфессия является доминирующей в таких странах как Россия, Грузия, Украина, Кипр, Белоруссия, Молдавия, Балканских странах (Греции, Македонии, Сербии, Черногории, Румынии, Болгарии). Встречается православие и в государствах Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии: православные регионы находятся в Польше, США, Канаде, Сирии, Кении и других странах.

Происхождение православных женских имен

Православными именами называют обширный список имен православных святых, образующий «святцы» или церковный календарь. Впервые церковный месяцеслов был составлен св. Иоанном Дамаскиным в 7 веке. В святцах наречения расположены по датам, являющимся днем памяти того или иного святого.

Во времена зарождения православия в основу церковного именника легли имена святых Восточно-Византийской церкви, в основном имеющие греческое происхождение (Галина – «тишина», Евгения – «благородная», Ирина – «мир»). Также встречались наречения с латинскими (Марина – «морская», Наталия – «природная»), персидскими (Дария – «побеждающая») корнями, значительную часть составили имена библейских праведниц Ветхого и Нового заветов древнееврейского происхождения (Ева – «жизнь», Саломия – «смирная»).

Часть ранних христианских наречений носила языческий характер, в православный календарь женских имен они попадали благодаря своим носителям, причисленным к лику святых православной церкви. Так, у греческого имени Олимпиада два значения: языческое – «воспевающая богов» и более близкое к православному – «прославляющая Небо». Православное имя Муза – имя языческой богини искусств, Пелагия произошло от греческого слова «пелагиос» (в переводе с греческого – «морская») – таким эпитетом называли богиню любви и красоты Афродиту. Встречаются и имена, принадлежащие героям древнегреческих мифов: Ариадна («хранящая супружескую верность»), Харита («любезная»).

Часть имен для девочек в православии имеют значения, восходящие к древним обычаям давать имена-этнонимы, указывающие на место рождения или жительства владельца (Лидия – «родом из Лидии») либо называть дочь в честь отца, деда – так появилось большое количество парных наречений (Павел – Павла, Кирилл – Кирилла и пр.)

Раскол христианской церкви в 11 веке привел к отделению католичества от православия, до этого времени святцы были едиными. Вот почему многие православные женские имена совпадают с именами из католических святцев: Августа – «священная», Варвара – «чужестранка», Зоя – «жизнь», Екатерина – «чистая», Ираида – «героиня» и др. В настоящее время эти наречения во всем мире считаются традиционными христианскими именами.

Новые имена

В течение многих веков существования конфессии список женских православных имен пополнялся все новыми и новыми именами различного происхождения: грузинского, славянского, скандинавского. Это связано с распространением православия в разных странах и канонизацией новых святых. Например, новым православным женским именем стало старославянское Мстислава («славная мстительница») благодаря новомученице Мстиславе.

Особенности русских женских православных наречений

В России имена из православных святцев стали употребляться после Крещения Руси в 988 году. Часто русские православные женские имена «в миру» имеют несколько иную форму, незначительно отличаясь по звучанию и написанию. Так, каноническая форма имени Юлия – Иулия, Арина – Ирина, Пелагея – Пелагия, Ульяна – Иулиания и др. Такая трансформация объясняется тем, что распространившиеся иноязычные наречения были непривычны для населения, поэтому часть их адаптировалась к особенностям русского языка.

Красивые православные имена для женщин

В церковных святцах есть немало красивых православных имен для девочек, которые имеют не только привлекательное звучание, но и религиозное значение, означающее какую-либо христианскую добродетель: Исидора – «Христа ради юродивая», Клеопатра – «славная по отцу», Кира – «госпожа», Рафаила – «исцеление Божие», Серафима – «пламенная».

Популярные и редкие православные женские имена

Многие православные имена для девочек популярны во всем мире и во многих странах неизменно занимают первые строчки в рейтингах самых востребованных имен: древнееврейские Мария – «госпожа», Анна – «благодать», греческие София – «премудрость», Елена – «факел, сияющая», Александра – «мужественная», Мелания – «черная».

Многие канонические имена звучат достаточно необычно и чаще всего употребляются иноками в монастырях. Тем не менее, и в мирской жизни иногда можно встретить редкие православные имена для девочек: Афанасия – «бессмертная», Глафира – «гладкая», Клавдия – «хромая», Феврония – «ясная, светлая». Есть в православных святцах женские имена, весьма оригинально звучащие на русском языке, которые практически не употребляются: греческие Каздоя – «блистающая», Сосипатра – «спасающая отца», персидское Яздундокта – «дочь Бога», латинское Перпетуя – «вечная».

Формирование календаря православных женских имен продолжается и в наши дни. В настоящее время список церковных имен включает в себя около 1000 наречений различного происхождения, среди которых много красивых вариантов с глубоким религиозным смыслом.

Имя для девочки. Все православные женские имена

Августа Агапия Агафа Агафия Агафоклия Агафоника Аглаида Агна Агния Агриппина Агрира Аза Акепсима Акилина Алевтина Александра Алла Аменония Амонафа Анастасия Анатолия Ангелина Андропелагия Анимаида Анимаиса Анисия Анна Антонина Антония Анфиса Анфия Анфуса Аполлинария Аппия Апфия Ариадна Арсения Артемия Архелая Аскитрея Асклиада Асклипиада Асклипиодота Асфея Афанасия

Валентина Валерия Варвара Варсима Василисса Васса Вевея Вера Вероника Вивея Викторина Виринея Вриена

Гаафа Гаиана Гаиания Гали Галина Глафира Гликерия Голиндуха Горгония Готия Гравса Гуделия

Дамара Дария Дасия Денеготия Дигна Дикторина Динара Домината Домна Домника Домнина Дорофея Дросида Дуклида

Ева Еванфия Еввула Евгения Евдокия Евдоксия Евлалия Евлампия Евникия Евпраксия Евстолия Евтихия Евтропия Евфалия Евфимия Евфрасия Евфросиния Екатерина Елена Елеса Еликонида Елисавета Емилия Еннафа Епистимия Епихария Ермиония Еротиида Есия Есфирь

Зинаида Зиновия Злата Зоя

Иерия Иерусалима Илария Индика Иоанна Иоанникия Иовилла Ипомона Ираида Ирина Исидора Иулиания Иулитта Иулия Иуния Иуста Иустина Ия

Каздоя Калерия Калиса Каллиника Каллиопия Каллиста Каллисфения Калодота Капитолина Касиния Кассия Керкира Кетевань Кикилия Киприана Киприлла Киприна Кира Кир-Анна Кириакия Кириена Кирилла Кирия Клавдия Клеопатра Конкордия Крискентия Ксанфиппа Ксения Курдува

Лариса Леонида Леонилла Лептина Ливия Лидия Лия Лукина Лукия Любовь Людина Людмила

Мавра Макария Македония Макрина Малфефа Мамелхва Мамика Мамфуса Манефа Маргарита Мариам Мариамна Марина Марионилла Мария Маркелла Маркиана Маркия Мартина Марфа Мастридия Матрона Мелана Мелания Мелитина Милица Минодора Миропия Митродора Митрофан Михаила Моико Муза

Надежда Нана Наталия Нема Неонилла Неофита Ника Нимфодора Нина Нонна Нунехия

Олдама Олимпиада Ольга Ореозила

Павла Параскева Парфагапа Патрикия Пелагия Перпетуя Петрония Пиама Плакилла Платонида Полактия Поликсения Поплия Потамия Потенциана Препедигна Прискилла Просдока Проскудия Пульхерия

Раиса Рафаила Рахиль Ревекка Ридора Рипсимия Руфина

Савина Саломия Сарра Сатурнина Светлана Севастиана Сеия Серафима Симферуса Синклитикия Сира Снандулия Соломония Сопатра Сосанна Сосипатра София Стефанида Стратия Сусанна

Тавифа Таисия Тамара Татиана Татта Текуса Трифена

Фавста Фаина Фауста Февея Феврония Фекла Феодора Феодосия Феодота Феодотия Феодулия Феоклита Феоктиста Феонилла Феопистия Феосевия Феотима Феофания Феофила Фервуфа Фессалоника Фессалоникия Фея Фива Фивея Филиппия Филицата Филицитата Филонилла Филофея Флавиана Фомаида Фотида Фотина Фотиния Фото Фронтина

Хариесса Хариса Харита Харитина Хиония Хриса Хрисия Хрисоплока Христина Христодула

Ссылка на основную публикацию